Вишневская Галина Павловна
Галина Павловна Вишневская, при рождении - Иванова, (25 октября 1926 г. - 11 декабря 2012 г.), советская и российская оперная певица (сопрано) и театральный режиссёр, педагог, актриса. Народная артистка СССР (1966). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Вишневская родилась в Ленинграде, но детство ее прошло в Кронштадте, где жила бабушка по отцовской линии. Мать бросила Галину, а отцу не было дела до девочки. Несмотря на это, Вишневская страшно обижалась, что ее называют сиротой при живых родителях.
Всю войну она провела в Кронштадте, а после прорыва блокады стала посещать занятия вокалом в Выборгском доме культуры в Ленинграде. В школе на ее вокальные способности не обращали внимания.
В 1944 году она поступила в хор Выборгского театра оперетты, а позже стала там солисткой и сложилась как певица. Поворот в ее судьбе наступил в 1952 году, когда Вишневскую приняли по конкурсу в стажерскую группу Большого театра.
Борис Александрович Покровский позже вспоминал, что Вишневская уже в то время была вполне сложившейся певицей. Поэтому очень быстро, уже в октябре 1953 года, она стала солисткой Большого театра и дебютировала исполнением партии Татьяны в опере П. Чайковского «Евгений Онегин».
Скоро она становится ведущей солисткой Большого театра и исполняет все основные партии для сопрано – Лизу в «Пиковой даме» П. Чайковского, Эльзу в опере «Лоэнгрин» Р. Вагнера, Аиду и Травиату в одноименных операх Дж. Верди, Тоску в опере Д. Пуччини. Певица стала первой исполнительницей партии Наташи Ростовой в опере С. Прокофьева «Война и мир».
В 1955 году Вишневская была направлена в Прагу для участия в концертной программе проходившего там фестиваля молодежи и студентов. Там она познакомилась с известным виолончелистом Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем, который участвовал в фестивальном конкурсе виолончелистов.
Летом 1955 года они поженились, и вскоре у них родились две дочери - Ирина и Елена. Позже старшая стала профессором в американской консерватории. А Ростроповичи - счастливыми родственниками пяти внуков и одной внучки.
С лета 1955 года Ростропович стал постоянным аккомпаниатором Вишневской на всех ее сольных концертах, хотя она часто жаловалась на деспотичный характер своего мужа.
Творческая и личная жизнь Вишневской, казалось, складывалась вполне благополучно. Однако в конце шестидесятых годов ее судьба круто меняется. В те годы они подружились с писателем А. Солженицыным. Когда Солженицына исключили из Союза писателей и начали преследовать, Ростропович и Вишневская приютили его на своей даче.
С этого времени не стало покоя и Ростроповичу, ему устроили настоящую травлю: не давали выступать, срывали гастрольные концерты, записи на радио, запретили выезжать на зарубежные гастроли. Все это привело к тому, что в мае 1974 года вначале Ростропович, а затем и Вишневская с детьми уезжают за границу.
Налаживать новую жизнь оказалось совсем не просто. Талант Ростроповича позволил ему сразу же заключить несколько контрактов, как на исполнительскую, так и на дирижерскую деятельность. Однако вначале он не разбирался в юридических тонкостях и часто попадал впросак при заключении договоров.
Тем не менее, вскоре артист выдвинулся в число ведущих дирижеров и исполнителей мира, что принесло семье стабильность и уверенность в завтрашнем дне.
В 1978 году Ростропович и Вишневская были лишены советского гражданства. Тогда же они купили квартиру в Париже. Но вскоре уехали в Америку, поскольку Ростропович стал главным дирижером Национального симфонического оркестра США. Он вывел этот коллектив в число лучших оркестров мира и объездил с ним многие страны. В последние годы он давал концерты и в Москве на Красной площади.
Галина Вишневская говорит в своих воспоминаниях о том, что жить в разных странах ей было всегда интересно, поскольку это расширяет кругозор, позволяет выступать в разных творческих коллективах с разными партнерами и обогащает репертуар.
Она много пела и вскоре стала одной из ведущих оперных певиц мира. Но в 1982 году, находясь в расцвете своего дарования, покинула оперную сцену после триумфального исполнения партии Татьяны на сцене Гранд-Опера в Париже.
Вишневская занималась преподавательской деятельностью и начинает выступать как драматическая актриса. Ранее она попробовала сниматься в кинематографе в роли Катерины Измайловой в одноименном фильме по опере Д. Шостаковича.
Следует заметить, что Вишневской везло не только на партнёров по сцене или аккомпаниаторов. Дружба связывала её с крупнейшими композиторами ХХ века Д. Шостаковичем и С. Прокофьевым. Она была первой исполнительницей многих произведений Шостаковича, в частности Четырнадцатой симфонии. Композитор посвятил ей музыкальные произведения на сатиру С. Черного.
В январе 1990 года, после обращений многих деятелей искусств, Вишневской было возвращено гражданство, указ Президиума Верховного Совета о лишении государственных наград был отменён, Галина Павловна в феврале 1990 вернулась в Россию, она стала почётным профессором Московской консерватории. От гражданства они с мужем отказались, заявив, что они не просили его у себя ни отбирать, ни возвращать. До конца своих дней она прожила со швейцарским паспортом.
Оставив оперную сцену, с 1993 года выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ им. Чехова (роль Екатерины Второй в пьесе Е. Греминой «За зеркалом»), сыграла главные роли в кинофильмах «Провинциальный бенефис» (1993, роль Кручининой, по мотивам пьес А. Н. Островского режиссёр А. Белинский) и «Александра» (2007, режиссёр А. Сокуров).
С 2002 года — руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве. С 2006 — председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге.
В 1984 году ею была написана книга «Галина», в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне негативно оценивает общественный строй в СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. В СССР книга была издана в годы Перестройки. 24 октября 2011 года Галина Вишневская представила новое издание книги «Галина. История жизни», приуроченное к её юбилею.
В 2006 году режиссёр Александр Сокуров, специально под Галину Вишневскую, написал сценарий к своему новому фильму «Александра». Вишневская сыграла в нём главную роль и проявила себя в качестве незаурядной драматической актрисы, удостоившись премии «Белый слон».
Скончалась 11 декабря 2012 года в Москве.