Веберн Антон
Антон Веберн (3 декабря 1883 г. - 15 сентября 1944 г.), австрийский композитор и дирижёр, один из основателей Новой венской школы.
Антон Веберн - одна из наиболее значимых творческих личностей в западной культуре ХХ столетия. Музыка его вызывала и вызывает живой интерес профессионалов и публики концертных залов. Настоящая жизнь музыки Антона Веберна началась после смерти ее создателя. Первая мировая война, фашизм, Вторая мировая война - это кольцо зла, замкнувшееся вокруг этого замечательного австрийца, как и вокруг всего поколения Западной Европы первой половины ХХ века.
Фанатически преданный идеалам высокого гуманистического искусства, Веберн жил вопреки бушевавшим вокруг него силам насилия и зла с полным сознанием личной ответственности за судьбу культуры.
Веберн стал творцом принципиально нового стиля музыки ХХ столетия. Он чувствовал себя наследником великой среднеевропейской музыкальной традиции. Радикализм Веберна оказался настолько глубоким, что даже от современных ему композиторов, общепризнанных новаторов и революционеров в искусстве ХХ века - Стравинского, Прокофьева, Бартока, Хиндемита и других - он отошёл на дистанцию, равную в общем музыкальном развитии почти полувеку.
Антон Фридрих Вильгельм фон Веберн родился 3 декабря 1883 года в Вене. Его отец, Карл фон Веберн, был горным инженером. Он был высоко ценимым специалистом, стал одним из основателей Технического колледжа в Штирии (высшей школы). Семья Веберна принадлежала к старинному австрийскому дворянскому роду из Южного Тироля (полная фамилия - Вебер фрайгер фон Веберн). Мать Веберна, Амалия, урождённая Гер, была дочерью мясника. Она интересовалась искусством, была хорошей пианисткой-любительницей.
Юные годы будущего композитора прошли в Вене, Граце и Клагенфурте (место службы отца). С 1894 по 1902 год Антон Веберн посещал гимназию в Клагенфурте. В те же годы он начал серьёзно и регулярно заниматься музыкой. Его учителем был д-р Эдвин Комауэр - единственный образованный местный музыкант. Комауэр обучал его игре на фортепиано и виолончели. Учитель познакомил молодого музыканта с классической и современной музыкой, проигрывая ее на фортепиано в две или четыре руки.
В итоге Веберн получил хорошую практическую музыкальную подготовку. Однако, когда ощутил потребность сочинять, то обнаружил, что не владеет какой-либо техникой даже в рамках учебных дисциплин.
Первые сочинения Вебер на ещё очень далеки от будущего стиля композитора, но показательны для общего эмоционального настроения его музыки - это чистая лирика. Молодого композитора увлекает лирика, воплощённая в образах природы.
Тема «человек и природа» в мироощущении Веберна имела особый аспект. Композитор был страстным любителем природы. Пешие прогулки, любование пейзажами доставляло ему большую радость. Впоследствии он поселился на краю предместья Вены, у самых гор.
Но Веберн - не поэт-романтик XIX века, ассоциирующий состояние природы с переживаниями своего «я». Он не только любуется природой и сопереживает ей. Его занимает тайна красоты природы, сокрытая в каждом растении, цветке, листе. Он хочет через явления природы познать ее общие законы.
Познать эти законы Веберн стремится не идеалистическим, а естественнонаучным путём. Этот интерес делает его любителем-натуралистом. В дальнейшем мы увидим, что наблюдения за природой станут важнейшей отправной точкой его философии, они получат глубокое обобщение и развитие в эстетическом плане.
Отец, сомневаясь в музыкальных талантах Антона, хотел поручить сыну заботиться о родовом имении и сельскохозяйственных землях, получать от этого доход, а свободное время посвящать музыке. Для Антона же главная цель - искусство. Он мечтает быть дирижёром, а для начала - играть в оркестре на виолончели, поучиться виолончельной игре в консерватории, пройти теоретические предметы.
Осенью 1902 года начались занятия Веберна в Венском университете.
В 1906 году он пишет диссертацию, в которой исследует творчество Хенрике Изаке - фламандского композитора второй половины XV - начала XVI века. Веберн говорит о музыке XVI века так, словно она непрерывно звучит у него в ушах и он не может сдержать восторга. Самый главный результат исторических исследований для Веберна-композитора был в том, что он убедился в существовании высочайшей художественной культуры, стоящей не на современном, гармоническом основании, а на старинной технике связи голосов - полифонии.
По окончании университета в июне 1906 года Веберн становится доктором философии. Пребывание в Вене, помимо важных музыковедческих знаний, многое дало Веберну и для всестороннего музыкального развития. Прежде всего, он продолжил здесь занятия по виолончели и фортепиано. На рояле Веберн играл свободно и выразительно, хотя виртуозом не был. Подобно музыкантам старых времён, Веберн не только играл на нескольких инструментах, но ещё и пел, а также руководил хором. Как дирижёр-хормейстер Веберн работал с несколькими коллективами Вены.
Для Веберна-композитора идёт период медленного формирования. Сочинения 20-летнего Веберна ещё очень далеки от его зрелого стиля. Он тяготеет больше к песням для голоса с фортепиано, чем к другим жанрам. К 1904 году им закончены две песни на стихи Ф. Авенариуса, баллада для голоса с оркестром «Меч Зигфрида», а также три песни на стихи современных немецких поэтов. Весь облик композитора, лирика по преимуществу, имеет параллели среди поэтов его и прошлого времени.
В 1904 году Веберн принял решение учиться композиции у известного, исполняемого в то время композитора Ганса Пфицнера. С этой целью он уехал к нему в Берлин. Однако занятия не состоялись, и Веберн вернулся в Вену. Там он познакомился с Шенбергом, уже завоевавшим в Вене репутацию серьёзного педагога. Так началось творческое общение двух крупнейших композиторов-новаторов, сыгравших значительную роль в развитии европейской и мировой музыки ХХ века.
Учебные занятия начались осенью 1904 года и официально закончились в 1908 году. Но творческие контакты учителя с учеником длились почти всю жизнь.
Влияние сильной личности Шенберга, ощущавшего себя миссионером в музыке, наделённого редким педагогическим талантом, было чрезвычайно глубоко. Обучение у Шенберга состояло из анализа образцов музыкальной классики, выполнения письменных упражнений разного рода, эстетического воспитания и коллективных творческих поисков учителя и учеников. Шенберг воспитывал на примерах контрапунктов Баха, мотивной работы Бетховена, гармонии Вагнера.
К «школьным» сочинениям Вебер на, где ему уже удаётся что-то выразить, относится медленная часть для квартета 1905 года. Выбор состава квартета оказался удивительно перспективным - к квартету Веберн обращался в течение всей жизни, как истинный венский классик.
Для двух своих талантливейших учеников - Альбана Берга и Антона Веберна, Шенберг был прямым учителем композиции лишь первые несколько лет. Скоро он поставил их на ноги, вооружив солидной профессиональной техникой, новыми идеями и собственной поддержкой. Как композиторы ученики быстро догоняли учителя, и скоро все трое стали лицом к лицу с неизвестностью. С этого момента начинается ответственный и трудный период «новой венской школы», период творчества в муках интуитивизма.
Музыкальная интуиция вела композиторов в неизвестный мир за пределами тональности. Мысль Веберна о путях развития музыки находит решение в его «натурфилософии»: «Как спелый плод падает с дерева, так и музыка попросту отказалась от формального принципа тональности».
Шенберг в «Учении о гармонии» 1911 года выдвинул новый тезис: хроматическая гамма как основа тональности. Таким образом он разработал так называемый додекафонный метод (от греч.- двенадцать) - техника музыкальной композиции с использованием двенадцати соотнесённых между собой тонов. Хроматическая гамма трактуется им как единство. Эта последовательность звуков называется серией.
Веберн апробировал додекафонную систему в собственном сочинении (Багатели, ор. 9). Здесь он достиг одной из художественных вершин за целое десятилетие до того, как «В один прекрасный день Шенберг интуитивным путём нашёл закон, составляющий фундамент композиции на основе двенадцати тонов».
На каждую идею Шенберга Веберн отвечал параллельным открытием, всегда живым, всегда «музыкальным». Хотя сформулировал метод Шенберг, Веберн оказался единственным из «троицы» нововенской школы, кто твёрдо и неотступно ему следовал и пополнял важнейшими собственными методами.
Необыкновенную верность идеалам учителя Веберн проявляет при сочинении своих Пяти оркестровых пьес (ор. 10). Первоначально он даёт им программные заголовки: «Прообраз», «Превращение», «Возвращение», «Воспоминания», «Душа». Также в период обучения у Шенберга Веберн написал Струнный квартет (1905), Фортепианный квинтет (1906), Пассакалию для оркестра (1908) и Пять песен на слова Демеля (1906-1908).
Шенберг и его ученики устроили два концерта в Вене в 1907 и 1908 годах. Выход в свет оказался совсем не радостным. Критики назвали школу Шенберга «высшей школой диссонансов». Атмосфера вражды, сгущавшаяся вокруг «нововенцев» ещё больше привязывала их друг к другу. Шенберг всю жизнь заботился о своих воспитанниках - добивался исполнений, связывал с издателями. А Веберн и Берг, со своей стороны, писали статьи о Шенберге, организовывали сборники статей, посвящённые ему. Закончив обучение у Шенберга, Веберн стал дирижёром оперетты. Описание жизни Веберна с 1908 до начала 20-х годов выглядит как трагический гротеск.
Веберн не мог до бесконечности принимать помощь от отца. Необходимость иметь собственный доход стала особенно настоятельной, когда состоялась помолвка Веберна с кузиной Вильгеминой Мертль, дочерью нотариуса.
Сначала Веберну было найдено место второго дирижёра и хормейстера маленького театра на австрийском курорте минеральных вод Бад-Ишль (летняя резиденция императора и придворных). Не было ничего более чуждого Веберну и органически чуждого его музыкальным верованиям, чем мир лёгкой развлекательности. Его собственное участие в этом вызвало тяжелейшие моральные терзания. Веберн к этому времени ещё не был сколько-нибудь опытным дирижёром, он не учился дирижированию ни в консерватории, ни где-либо ещё. Практику он приобретал на ненавистной ему работе. Деятельность в Бад-Ишле продолжалась до осени 1908 года. Затем композитор вернулся в Вену.
Совершенно независимо от событий внешней жизни развивалось его творчество. Здесь он уже шёл к своим вершинам. В эти годы Веберн создал два шедевра, в будущем прославивших его имя,- Пять пьес для квартета (ор. 5) и Шесть пьес для оркестра (ор. 6). Эти новаторские опусы были так захватывающе ярки, что стали быстро приобретать популярность.
Ни образы опереточного мира, ни перепитии житейской суеты не находили отражения в сочинениях Веберна. В них допускались только те глубинные переживания, которыми жила его душа.
В Вене Веберн работал коррепетитором (коррепетитор - в немецких театрах пианист, разучивающий с солистами (танцорами и певцами) их партии) и театральным капельмейстером.
Новый период страданий начался для Веберна во время его работы в Данциге (ныне Гданьск). Он занял должность помощника дирижёра и хормейстера. Опять оперетта. Отношение Веберна к Данцигу становится болезненным, и летом 1911 года он покидает это очередное место своих терзаний и обрекает себя на непрерывные скитания и неопределённость.
Веберн переезжает в Берлин, чтобы находиться рядом с Шенбергом. Он надеялся таким образом получить стимул для творчества. Однако этого не произошло, хотя он многие дни провёл в беседе с учителем. Личность Шенберга поглощала его целиком. Но, несмотря на неприкаянность, после Данцига Веберн счастлив.
В 1911 году Веберну удаётся встать за пульт дирижёра Берлинского симфонического оркестра. Также он занимается ещё одним дорогим ему делом. Ученики Шенберга решают выпустить коллективную книгу о нем. Веберн частично берет на себя редактирование и пишет две статьи.
Регулярная работа в театре в Данциге имела только одну положительную сторону: Веберн приобретал все больше уверенности как дирижёр. Но из-за постоянной неудовлетворённости в своей деятельности, нервного перенапряжения у Веберна появляются проблемы со здоровьем. В 1913 году он получает отпуск по состоянию здоровья, ложится в клинику, потом в зимнее время отдыхает у моря в Истрии (Югославия).
Но полного выздоровления уже не наступает. Веберн возвращается в Вену и после затянувшегося молчания заканчивает своё «святая святых» (по выражению Стравинского) – Багатели (ор. 9) для квартета.
Той же плодотворной осенью композитор писал одну за другой оркестровые миниатюры. В декабре их количество достигло одиннадцати.
Осенью 1914 года началась Первая мировая война. Веберн не был призван, но вступил добровольцем в «Красный крест». Сначала он жил в бараках в Герце (теперь Гориция, Италия), где сочинять никак не мог, потом в Штирии. Из-за плохого зрения его вскоре демобилизовали как пригодного только «К службе в местных условиях без оружия».
Сезон 1917-1918 года Вебер н работал в Немецком театре в Праге. В его творчестве наступили большие перемены. В течение войны композитор закончил самое народное произведение, насколько это могло быть в его стиле, - Четыре песни для голоса с фортепиано.
Следующий ряд опусов - циклы песен для голоса с инструментальным ансамблем. Они значительно сложнее по языку. Сам автор чувствует, что поднялся на новую ступень и ощущает в себе большие потенциальные силы.
С 1918 года Веберн принимает участие в Обществе частных исполнителей, организованном Шенбергом в Вене. Шенберг поставил цель - добиться идеального исполнения новой музыки. Веберн был директором студии, ответственным за выбор исполнителей и план репетиций. Музыкальное видение Веберна, его терпение и точность вызывали всеобщее восхищение.
В 1921 году Веберн занимает ещё два поста: дирижёр Шубертовского союза (до 1922 года) и руководитель мужского хора в Медлинге (до 1926 года). Наконец сбывается мечта композитора - он приглашён продирижировать симфоническим концертом в Дюссельдорфе. В программе стоит и собственная Пассакалия ор. 1. Его имя как дирижёра начинает приобретать некоторую известность. Перелом в его жизни наступил. С гротеском опереточной деятельности покончено навсегда.
Осенью 1922 года Веберн стал дирижёром рабочих симфонических концертов, а с 1923 - хормейстером Рабочего певческого объединения. Эта работа продолжалась до 1934 года, пока распространение нацизма не прекратило существование этих организаций.
Концерты имели задачу познакомить рабочих с классической, романтической и современной музыкой. Веберн включил в программу редко исполняемые или новые произведения современных композиторов. Поэтому рабочие концерты стали также и филиалом Международного общества новой музыки. Серьёзной и увлечённой работой Веберн поднял Рабочие концерты, в особенности хоровое исполнительство, на высокий уровень.
Как признанный исполнитель современной музыки, Веберн был избран президентом Австрийской секции Международного общества новой музыки.
Заметный след в истории оставил и Веберн-педагог. В основном, он преподавал частным образом, а из официальных организаций - только в Венском институте слепых еврейской общины. В лице Веберна сочетались преподаватель полифонии и автор диссертации об Изаке, представитель школы Шенберга и композитор, пишущий на полифонической основе. Теоретические взгляды и представления Веберна в самом полном и систематическом виде были высказаны им в двух циклах лекций в 1932 и 1933 годах. Задача этих лекций состояла в том, чтобы показать историческую закономерность в появлении нового, внетонального метода сочинения на основе двенадцати тонов, которым пользовались Шенберг и его школа.
В конце 1928 года резко ухудшилось здоровье композитора. У него образовалась гастритная язва, он лёг в клинику и до января 1929 года не был в состоянии преподавать и дирижировать, отказался от концертов и фестивалей. Зато следующие годы (1929-1934) были самыми лучшими в его жизни: он дирижировал симфоническими оркестрами, своим хором, сочинял, неизменно получая поддержку ближайших друзей.
Веберн продолжает сочинять. Его произведения публикуются и начинают мало-помалу исполняться. В 1927 году композитор получает заказ на трио и пишет его в течение того же лета. На долю этого Трио выпал не один скандал, и это совсем не случайно. Трио ор. 20 стоит в преддверье нового стиля, сформировавшегося окончательно в Симфонии ор. 21, сочинённой вслед за Трио.
Музыка Веберна нередко осмеивалась, казалась писком и подёргиванием. Критика иногда пыталась усмотреть в ней фокусы или шутки. «Я не стремлюсь быть музыкальным пугалом, - вынужден был писать о себе композитор, - напротив, - естественным подражателем правильно понятых традиций».
Между тем, в Европе разворачивались события, становившиеся все более трагическими. В Германии полным ходом шёл поход против культуры. На нацистских собраниях сжигались книги прогрессивных писателей, картины художников. Гитлер отбросил от себя все, что составляло славу и гордость немецкого искусства и литературы ХХ века.
Соседство с фашистской Германией сказывалось все сильнее на политической жизни Австрии. Все эти события коснулись Веберна непосредственно. Несмотря на его чисто арийское происхождение и австро-немецкий патриотизм, его музыка была объявлена дегенеративной и запрещена в Германии и подчинённых странах. Сам он причислен к «культуро-большевикам» и «еврейским прихвостням». Всякая его деятельность, кроме частного преподавания, была под запретом. Веберн воочию увидел разрушение той культуры, преемником которой он себя ощущал, во имя которой жил.
Для Веберна, лишённого на родине всех постов, началась внутренняя эмиграция. Его лекции в частных домах Вены проходили почти конспиративно, незаконно.
Весной 1934 года после роспуска рабочих концертных организаций Веберн старался помочь тем, кто остался без работы и был преследуем нацистами.
За время Второй мировой войны композитор совершает две поездки в Швейцарию для исполнения своих сочинений. По-прежнему исполнение музыки Веберна оставалось большой проблемой. Даже те музыканты, которые брались за это, не всегда могли понять новый язык музыки, а он требовал нового слышания.
В 1938 году при всей трагичности ситуации в мире, так глубоко постигнутой Веберном, для него наступило событие, самое радостное в его творческой биографии: новое сочинение, кантата «Свет глаз», имело большой, настоящий успех при первом исполнении. Успех пришёл в Англии, где в былые времена и другие австро-немецкие композиторы - Гендель, Гайдн, Бетховен, Вебер, Мендельсон - получили поддержку.
В течение 1938 года в Англии была исполнена почти треть опусов, написанных к тому времени Веберном.
Творческий талант Веберна был исключительно сильным и ровным на протяжении всей жизни. В свои 60 лет он писал столь вдохновенно и совершенно, как в 25. Кажется, что проживи он вечность, он бы все так же тщательно и медленно оттачивал одно совершенство за другим, и творческий огонь горел бы в нем ровно и неугасимо.
В феврале 1945 года, незадолго до капитуляции Германии, был убит 30-летний сын Веберна, Петер. Охваченный отчаянием, страхом и паникой, Веберн вместе со своими дочерьми и внуками выехал в Миттерзиль, маленькую деревушку юго-западнее Зальцбурга.
При бегстве из Вены среди предметов первой необходимости Веберн захватил с собой и последнюю тетрадь эскизов (наброски Второй кантаты и Третьей кантаты «Lumen»).
Крушение третьего рейха несло Веберну-композитору отмену запрета на его сочинения. В глухой деревне с ним не могли связаться лично, но друзья уже строили планы о возобновлении его открытой, легальной деятельности: его приглашали быть профессором Музыкальной академии в Вене, снова стать президентом возобновлявшей свою работу Австрийской секции Международного общества современной музыки, кроме того, от него ожидали решения очень многих художественных задач. Но эти известия не успели дойти до Веберна.
15 сентября 1945 года жизнь Веберна оборвалась. Смерть его была так же трагична, как и жизнь. Обстоятельства гибели композитора в глухой деревне долго оставались невыясненными. Газета «Венский курьер», издававшаяся американцами на немецком языке, сообщила что Антон Веберн был убит 15 сентября около 10 часов вечера возле своего дома, арестован его зять, причина выстрелов остаётся неизвестной.
Жена композитора прожила в Миттерзиле ещё 4 года в том же доме, где он был убит, в ужасной нищете. Она умерла в 1949 году. До самой смерти она никому ничего не сообщила о трагедии в Миттерзиле.
Похоронен Веберн был здесь же, в Миттерзиле, в дальнем конце церковного кладбища. На похоронах хор исполнил григорианскую заупокойную мессу. Антон Веберн нашёл покой вблизи любимых гор и вечных снегов.