Гендель Гeopг Фридрих
Гeopг Фридрих Гендель (1685-1759), немецкий композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами.
Отец Генделя хотел, чтобы сын стал адвокатом, и был недоволен тем, что тот всему остальному предпочитал музыку. Только вмешательство герцога Саксен-Вейсенфельдского, услышавшего игру юного Генделя на органе, заставило отца уступить. Первоначально Гендель совмещал музыку и право: был студентом юридического факультета и органистом при реформаторской церкви.
Однако после смерти отца, когда ему исполнилось восемнадцать, Гендель отправился в Гамбург, где стал служить музыкантом в оркестре, играя на скрипке, иногда дирижировал и продолжал учиться. Написанные им в то время произведения ни в коем случае нельзя считать ученическими: ведь сочинять он начал с десятилетнего возраста.
Правда, из написанных в Гамбурге четырех опер сохранилась партитура только одной, наиболее часто исполнявшейся,- «Альмира» (1705). Она пользовалась таким успехом, что Гендель был приглашен в Италию, на родину оперного искусства. Он пробыл в Италии почти три года и написал очень много популярных сочинений, среди них более 40 опер. Казалось, Гендель беспрерывно работал и никогда не знал отдыха.
В 1710 году он отправился в Лондон, где была восторженно встречена его новая опера «Ринальдо». Гендель становится придворным капельмейстером в Ганновере и пишет несколько камерных дуэтов и оркестров для гобоя. В это время к нему приходит и материальное благополучие, он приобретает дом.
Работая над новыми сочинениями, Гендель пытается также осуществить постановку своих опер в Лондоне и в Копенгагене. Гений Генделя получает признание после исполнения в 1741 году оратории «Мессия», написанной всего за 24 дня.
Популярность Генделя в Англии привела к тому, что основным местом жительства он избрал Лондон. Композитор прожил в Англии последние 50 лет своей жизни, создал много монументальных сочинений. Одних только ораторий на библейские сюжеты Гендель написал свыше 30. Именно Гендель первым расширил проблематику данных сочинений, которые до этого писались только на сюжеты из Библии и Евангелия. Он впервые обратился к мифологическим и светским сюжетам.
Любопытно, что Генделя считают и немецким, и английским композитором. Действительно, он соединил в своем творчестве величественный органный стиль, выработанный в Германии (в частности, Бахом), с изысканными приемами итальянских и французских оперных форм.
Гендель писал самую различную музыку. Легкостью и изяществом отличается «музыка для фейерверков и фонтанов», множество концертов. Большая часть инструментальных сочинений написана им до 1740 года: 12 сонат для скрипки или флейты с басом, 6 концертов гроссо, 5 оркестровых и 20 органных концертов, 12 больших концертов для струнных инструментов и большое количество сюит, фантазий, вариаций и фуг для клавесина и органа.
Однако наибольшей известностью пользуются оратории Генделя (разновидность оперы, где актеры поют без костюмов). До сих пор чрезвычайно популярны оратории «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей». Новинкой для того времени было введение хоровых циклов в состав более крупных музыкально-драматических произведений - опер, ораторий, кантат. Произведения Генделя привлекают глубиной и мощью звучащих голосов, отточенностью полифонической техники, размахом кипящих страстей.
Своим быстро меняющимся настроением произведения Генделя отличаются от сочинений Баха. Тот часто оставался в рамках христианской догматики, когда человек подчиняется обстоятельствам и не пытается изменить ситуацию. Гендель же, напротив, изображал натуру мечущуюся, рвущуюся к жизни и побеждающую обстоятельства.
А ведь в последние годы жизни ему не очень везло, он не мог так плодотворно работать, как раньше, поскольку постепенно ухудшалось зрение. Заказчики требовали новых сочинений, и ему приходилось прибегать к обработкам. При этом он использовал не только музыку собственного сочинения. Некоторые композиторы (Эрба, Страделли) вошли в историю музыки только потому, что их темы были плодотворно развиты и обогащены творческим талантом Генделя.
Таков был знаменитый композитор, ставший национальным художником сразу для двух стран - его родины, Германии, и его места жительства, Англии.