Павлова Анна Павловна
Анна Павловна Павлова (12 февраля 1881 г. - 23 января 1931 г.), русская балерина.
Искусство Павловой представляет собой уникальное явление в истории мирового балета. Она впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже самой неподготовленной публике.
Легенды окутывают всю ее жизнь с рождения и до смерти. Согласно документам, её отцом был солдат лейб-гвардии Преображенского полка. Однако ещё при жизни балерины газеты писали о её аристократическом происхождении.
В 1891 году Анна Павлова поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, где её учителями стали известные педагоги А. А. Облаков, Е. О. Вязем и П. А. Гердт. Окончив училище, она пришла в Мариинский театр, куда её взяли сначала танцовщицей, а потом перевели в разряд балерин.
Мастерство Анны Павловой совершенствовалось год от года, из спектакля в спектакль. Она выступала в постановках М. Петипа, Л. Иванова, других выдающихся балетмейстеров. Молодая балерина приковывала к себе внимание своей необыкновенной музыкальностью и психологической сдержанностью танца, эмоциональностью и драматизмом, а также еще не раскрытыми творческими возможностями.
В каждый спектакль она вносила много нового, своего. В 1902 году Павлова создала совершенно новый образ Никии в «Баядерке», истолковав его в плане высокой трагедии духа. Эта трактовка изменила сценическую жизнь спектакля. То же самое произошло и с образом Жизели, где психологизм трактовки приводил к поэтически просветленному финалу.
Зажигательный, бравурный танец ее героинь - Пахиты, Китри - был образцом исполнительского мастерства и стиля.
Последний раз на сцене Мариинского театра Анна Павлова выступила в 1913 году в партии Никии, а последняя ее гастроль в России состоялась в 1914 году в Москве, в Зеркальном театре сада «Эрмитаж». А потом она навсегда уехала из России. За рубежом Анна Павлова начала гастролировать с 1908 года и была главной участницей всех «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже. Здесь она и получила мировую известность.
В 1910 году балерина ушла из Мариинского театра и создала собственную труппу, которая с триумфальным успехом гастролировала во многих странах мира. Павлова включила в гастрольный репертуар балеты Чайковского и Глазунова, «Тщетную предосторожность», «Жизель», «Коппелию», «Пахиту», интересные концертные номера.
Балерина знакомила всех любителей балета с русским искусством. В её труппе работали русские балетмейстеры и преимущественно русские танцовщики. С ними она создавала новые хореографические миниатюры, наиболее известные среди которых - «Ночь» и «Вальс-каприз» на музыку А. Рубинштейна и «Стрекоза» на музыку Крейслера.
Большая дружба и творческое сотрудничество связывали двух выдающихся мастеров русского балета Анну Павлову и Михаила Фокина. Она исполняла главные партии во многих его балетах: «Виноградная лоза» А. Рубинштейна, «Шопениана», «Египетские ночи» и др. В результате творческого союза Павловой и Фокина были созданы произведения, где танец подчинен духовно-выразительным задачам. Так появились «Шопениана» и «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса, которые стали поэтическим символом русской хореографии.
Специально для труппы Павловой Михаил Фокин поставил «Прелюды» на музыку Ф. Листа и «Семь дочерей горного царя» на музыку К. Спендиарова.
Творческий облик Анны Павловой сложился на русской сцене, и в своем дальнейшем творчестве она опиралась на традиции отечественного искусства. Анна Павлова всю свою жизнь служила балету, и её творческая судьба стала легендой.