Хренников Тихон Николаевич
Тихон Николаевич Хренников (10 июня 1913 г. - 14 августа 2007 г.), российский композитор.
Имя выдающегося композитора Тихона Хренникова широко известно в нашей стране. Его музыка, простая, ясная, исполненная мелодической красоты и свежести, обращена к самым широким массам слушателей. Она покоряет яркой образностью, душевным теплом, сердечностью чувств. Поэтому так долго живут и не теряют своей популярности лучшие произведения Хренникова - опера «В бурю», музыка к комедии Шекспира «Много шума из ничего» и пьесе А. Гладкова «Давным-давно», музыка ко многим кинофильмам и широко известные героико-патриотические и лирические песни.
Тихон Хренников родился в старинном русском городе Ельце на реке Сосне. Семья Николая Ивановича Хренникова, много лет прослужившего приказчиком у местных купцов и фабрикантов, была многодетной. Несмотря на то, что достатка особого не было, а одеть и обуть целую ораву ребятишек было нелегко, отец почти всех детей после окончания гимназии отправлял в Москву, где они получили высшее образование. У большой и дружной семьи были широкие интересы, в детях воспитывали любовь к труду, знаниям, жизненную целеустремлённость. Особая роль в этом принадлежала матери Тихона. Сама полуграмотная, Варвара Васильевна считала целью своей жизни сделать детей образованными людьми.
В доме Хренниковых постоянно звучала музыка. Старшие братья и сестры очень любили пение, хорошо играли на гитарах, мандолинах. Почти каждый вечер собиралась молодёжь. Пели народные и студенческие песни, пользовался популярностью и городской романс. Старший брат Глеб обладал прекрасным тенором. Он одновременно учился в Московском университете и в консерватории. К сожалению, жизнь этого одарённого человека оборвалась рано: он погиб в 1918 году на германском фронте. Таким образом, уже в ранние годы жизнь будущего композитора была прочно связана с музыкой. Тихону больше всего нравилась городская бытовая песня, и симпатии к ней он сохранил на всю жизнь.
К шести годам Тихон выучился хорошо читать и писать. Начало школьных занятий совпало с бурными событиями Гражданской войны. Елец оказался на перекрёстке фронтовых дорог. Тревожное состояние тех дней оставило неизгладимый след в памяти Хренникова. И когда впоследствии молодой композитор впервые задумал написать оперу, его выбор, естественно, оказался связан с темами, которые будоражили его воображение с самых ранних лет.
В первые же годы обучения в школе Тихон увлёкся пением и музыкой. У него обнаружился красивый голос, тонкий слух. Он с увлечением пел в школьных хорах, играл на гитаре в струнном оркестре. Очень любил импровизировать мелодии и распевать их на тексты известных стихов, песен, оперных арий. Школьный учитель пения обратил внимание на музыкально одарённого мальчика и вскоре сделал его своим помощником.
Обратили внимание на музыкальность Тихона и в семье. В девять лет его начали учить игре на рояле. Первым преподавателем мальчика был Кветон, чех по происхождению, воспитанник Московской консерватории. Под руководством этого опытного музыканта Тихон добился первых успехов в игре на фортепиано, а также усвоил некоторые знания по элементарной теории музыки. Через два года он стал заниматься у В. Агаркова, хорошего пианиста и требовательного педагога, приехавшего в Елец из Москвы, где он учился у К. Игумнова.
В один из зимних вечеров 1926 года Тихон, сидя за праздничным столом, взял нотную бумагу и под оживлённый говор домашних сочинил свой первый опус. Это был этюд для фортепиано, довольно сложный по форме. Учитель поддержал первую попытку, и с той поры сочинение музыки стало для мальчика привычным делом. Он писал новые этюды для фортепиано, потом появились марши, вальсы и даже пьески, имевшие программные обозначения. Через некоторое время Тихон стал писать и романсы. Первый из них он сочинил на слова песни Земфиры из «Цыган» А. С. Пушкина («Старый муж, грозный муж»).
Зимой 1927-1928 года произошло событие, которое сыграло важную роль в определении жизненного призвания Хренникова. В Елец на каникулы приехала подруга его сестры. Она училась в Московском музыкальном техникуме им. Гнесиных и, прослушав Тихона, рассказала о нем профессору М. Ф. Гнесину, а затем по просьбе этого известного композитора привезла в Москву и самого мальчика. Гнесин одобрил попытки Тихона сочинять музыку, а на прощание купил для него в Музкниге целую кипу нот, среди которых больше всего было романсов классических и современных авторов.
Весной 1929 года Хренников окончил девять классов, к этому времени юный музыкант был уже автором многих произведений. В родном городе он был известен как талантливый пианист и композитор, без которого не обходился ни один любительский концерт. И, тем не менее, целиком посвятить себя профессии музыканта Хренников пока не решался. Он стоял перед выбором: ехать ли в деревню секретарём сельсовета или всерьёз учиться музыке. Хренников написал М. Ф. Гнесину письмо, в котором спрашивал, выйдет ли из него «настоящий композитор» и стоит ли ему связывать с музыкой свою жизнь. Профессор ответил, что относительно будущих успехов в композиции он пока не берётся сказать ничего определённого, но что дарование Тихона бесспорно и из него обязательно получится отличный музыкант-профессионал, учиться музыке совершенно необходимо.
Совет известного музыканта оказался решающим. Осенью Хренников переехал в Москву и успешно выдержал вступительные экзамены в техникум им. Гнесиных. Здесь он занимался до 1932 года по двум классам: композиции у М. Гнесина и рояля у Э. Гельмана. Одновременно шло изучение теоретических предметов. Осенью 1932 года Хренников был принят в Московскую консерваторию - сразу на второй курс. Он учился в классе выдающегося музыканта, композитора и педагога В. Я. Шебалина, у которого и окончил консерваторию в 1936 году с высшим отличием – занесением его имени на мраморную доску почёта.
Подлинную известность принесла 23-летнему композитору музыка к спектаклю «Много шума из ничего» Шекспира в постановке театра им. Е. Вахтангова. Жизнерадостная, мелодичная, остроумная, она была к тому же по-настоящему театральна и не просто сопровождала спектакль, а органически вплеталась в действие, помогая ярче раскрыть характеры героев.
В формировании творческой личности Хренникова годы обучения в консерватории сыграли очень большую роль. В это время появляются его первые крупные произведения. За какие-нибудь четыре года он из способного ученика превратился в самобытного художника, который искал свой путь в музыке.
Театральная музыка, в которой проявилась бесспорная музыкально-драматургическая одарённость Хренникова, была своеобразной ступенькой на пути молодого автора к оперному успеху. Одним из первых направил его на этот путь Вл. Немирович-Данченко, предложивший ему написать оперу на современный сюжет. Выбор пал на роман Н. Вирты «Одиночество», где изображены события, связанные с крестьянским восстанием в Тамбовской губернии. Позднее эта опера получила название «В бурю».
Следующий оперный замысел возник у Хренникова тоже при участии Немировича-Данченко. Тот посоветовал композитору написать комическую оперу в народном духе на сюжет пьесы Д. Аверкиева о российском дворянине Фроле Скобееве, где бы изображались быт и нравы допетровской Руси. Третья опера Хренникова была создана в 1957 году по мотивам романа М. Горького «Мать».
В первый военный год он написал музыку к фильму режиссёра И. Пырьева «Свинарка и пастух». Особенно полюбилась слушателям и исполнителям лирическая «Песня о Москве» на слова В. Гусева.
Осенью 1941 года композитор эвакуировался в Свердловск и только там узнал о том, что картину с триумфом показывают по всей стране, а ему присуждена Сталинская премия.
В Свердловске Хренников начал сотрудничать с московским Театром Советской армии, который тоже находился в эвакуации, и это сотрудничество продолжалось потом много лет. Композитор написал музыку ко многим спектаклям театра.
Широкую популярность получила одна из первых военных песен Хренникова «Прощание» и, конечно, «Песня артиллеристов» из кинофильма «В шесть часов вечера после войны», режиссёром которого также был И. Пырьев.
Вернувшись в Москву из эвакуации, Хренников становится музыкальным руководителем Театра Советской армии, входит в число ведущих композиторов-песенников. Но ему хотелось реализовать свои возможности в произведениях крупной формы. В 1942 году он написал музыку к героической комедии «Давным-давно». Композитор часто выезжал на фронт с концертными бригадами, выступал в армейских клубах и госпиталях. Он сам пел свои песни с подкупающей простотой и огромным обаянием. Хренников был всегда желанным гостем армейской аудитории. В конце войны он оказался свидетелем штурма Берлина и там же, в Берлине, встретил день Победы.
В послевоенные годы Хренников продолжил много и успешно трудиться. Он написал детскую оперу «Мальчик-великан», балеты «Наш двор» и «Любовью за любовь». Позже сочинил музыку к балету «Гусарская баллада», написал оперетты «Сто чертей и одна девушка», «Белая ночь». Но особое удовольствие доставляла композитору работа над музыкой к романсам. Он писал романсы на стихи Пушкина, Есенина, Бёрнса. Слушатели сразу же полюбили песни Хренникова из кинофильма «Верные друзья» и «Московские окна» в исполнении Л. Утёсова.
Нельзя не сказать о том, что в 1948 году решением И. Сталина он был назначен генеральным секретарём Союза композиторов СССР. Номинально Хренников возглавлял профессиональную организацию, в которой были объединены авторы и немногие исполнители популярной музыки. Но фактически он стал во главе всей музыкальной жизни страны.
Композитор очень рьяно исполнял порученное дело. Он сразу же включился в борьбу против Д. Шостаковича и до сих пор известен как его основной гонитель. В последние годы жизни Сталина Хренников стал инициатором преследования композиторов-«космополитов». Хотя формально никто из них не был арестован, именно Хренников организовывал их творческую изоляцию. По его указаниям произведения тех или иных авторов оказывались под запретом. Подобная судьба постигла многих талантливых композиторов.
Сам Хренников работал много и разнообразно. И не его вина, что многие произведения прошлых лет, как, например, оперы «Мать» или «В бурю», оказались забыты. Он много выступал и как пианист, и его концерты неизменно собирали полные залы.
Композитор до последних дней продолжал сочинять. На сцене петербургского театра имени Мусоргского более 10 лет шла его опера «Голый король» по пьесе Е. Шварца, также он написал комические оперы «Обручение в монастыре» (по пьесе Р. Шеридана) и «Золотой телёнок» (по роману Ильфа и Петрова).
В последние годы Хренников плодотворно сотрудничал с театром «Кремлёвский балет». В 1995 году там был поставлен «Наполеон Бонапарт», а впоследствии и балет «Капитанская дочка», посвящённый юбилею Пушкина.