Хачатурян Арам Ильич
Арам Ильич Хачатурян (6 июня 1903 г. - 1 мая 1978 г.), советский композитор.
При первых звуках поэтичного вальса к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» или «Танца с саблями» из балета «Гаянэ» слушатель сразу догадывается, что это музыка Хачатуряна, в которой чувствуется сочный колорит восточных мелодий, стремительный танцевальный ритм и особая красочность звучания оркестра.
Музыкальный путь композитора начался необычно. В детстве Хачатурян не учился музыке, только слушал народные песни и пел сам. Его отец, известный в Тбилиси мастер переплётного дела, был самодеятельным музыкантом. Он пел под аккомпанемент народных инструментов - саза, кеманчи или тара.
Настоящие занятия музыкой начались, когда Араму исполнилось 19 лет. Он приехал в Москву и поступил в техникум при Институте имени Гнесиных по классу виолончели. Талант юноши сразу же привлёк внимание выдающихся педагогов. В классе композитора Гнесина Хачатурян изучал музыкальных классиков и впервые попробовал сочинять музыку. Он блестяще оканчивает музыкальный техникум и поступает в Московскую консерваторию в класс к известному композитору Н. Мясковскому. В консерватории Хачатурян пишет свою первую симфонию, а также камерные и инструментальные произведения. Любопытно, что созданные им в то время марши были включены в обязательный репертуар военных оркестров.
В 1934 году Хачатурян закончил Московскую консерваторию, и его имя, как лучшего выпускника, было высечено на «золотой доске».
Первая симфония сразу была признана выдающимся произведением. В ней уже тогда проявилась такая черта творчества Хачатуряна, как импровизационность. Импровизировать - это значит сочинять внезапно, без предварительной подготовки. Здесь же это означало лёгкость и вместе с тем чёткость мелодии. Недаром композитор использовал много фольклорного материала - танцевальные мелодии Грузии и Армении.
Вслед за Первой симфонией появляется Концерт для фортепиано с оркестром. В нем также соединяются яркие национальные ритмы с чёткостью, свойственной классическим концертам Чайковского. Композитор пробует свои силы в самых разных жанрах- пишет балет «Счастье», поставленный впервые Ереванским театром балета, а также музыку к кинофильмам и ко многим драматическим пьесам.
По заказу театра им. Вахтангова Хачатурян создаёт знаменитый «Вальс» к драме М. Лермонтова «Маскарад», а для спектакля МХАТа «Кремлёвские куранты» пишет песню «Море Балтийское».
Наиболее крупным произведением стал Концерт для скрипки с оркестром, посвящённый Давиду Ойстраху, с которым композитора связывала не только дружба, но и длительное творческое сотрудничество.
В годы войны Хачатурян пишет свой второй балет – «Гаянэ», в котором рассказывает о борьбе советских людей с врагами.
С 1950 года он преподавал в Московской консерватории и впервые начал выступать как дирижёр. Любопытно, что исполнял он только произведения собственного сочинения, считая, что композитор не может воплотить музыку, сочинённую другим.
Центральное произведение послевоенного времени - балет «Спартак», ставший своеобразной визитной карточкой Большого театра. Появлению этого балета на сцене Большого театра предшествовала долгая история. Премьера «Спартака» состоялась в 1956 году в Ленинграде. Несмотря на то, что балет был восторженно принят публикой и критикой, композитор счёл необходимым доработать его музыку, и на сцене Большого театра была поставлена практически новая версия балета.
В нем музыкальными средствами рассказана история восстания древнеримских рабов и воссоздана история любви Спартака и Фригии. Новизна балета в том, что Хачатурян строит его драматургию на соединении динамичных массовых сцен и своеобразных танцевальных монологов героев. Это отражено и в характере музыки.
С одной стороны, перед нами яркие, наполненные движением массовые сцены, представляющие картины из жизни Древнего Рима: победное шествие римских войск, рынок рабов, пир в доме Красса. С другой стороны, переживания героев переданы с помощью мягкой, лирической мелодии. Кроме того, для каждого из героев Хачатурян сочинил свой музыкальный мотив: героический звук трубы связан с предвещением появления Спартака, звуки ударных возвещают о появлении Красса, нежная мелодия флейты и гобоя сопровождает танец Фригии.
Важно, что в этом балете одинаково значимы как мужские, так и женские партии. Более того, мужские необычайно разнообразны, и сразу несколько танцовщиков с разным сценическим дарованием могут проявить себя в сольных партиях. Вот почему балет «Спартак» вошёл в историю музыки как балет блестящих исполнителей. В нем танцевали А. Макаров, В. Васильев, М. Лиепа, М. Плисецкая, Е. Максимова.
В последние годы жизни композитор работал над монументальным сочинением совершенно нового типа. Это был концерт-рондо, каждая из частей которого должна была исполняться оркестром с одним из солистов - на скрипке, виолончели и на фортепиано. Однако Хачатурян так и не успел закончить работу над этим новаторским сочинением.
Значение его творчества заключается в создании им практически новой музыки, музыки ХХ века, отличающейся особым динамизмом, драматичностью конфликта, мелодической выразительностью, специальной тональностью сольных партий.
Вот почему произведения Хачатуряна входят в программу произведений, обязательных для исполнения участниками Московского международного конкурса имени П. Чайковского.