Под музыку Вивальди. Тайны великих композиторов
Портрет Вивальди. Автор Франсуа Морелон дё ля Кавэ, 1723.
Под музыку Вивальди
Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года. До сих пор нет-нет да и находят очередное неизвестное произведение Антонио Вивальди. Каждый год пишутся его новые биографии. Но главное в характере и судьбе этого композитора до сих пор остается загадкой. Почему монах, который стал сочинять великолепные оперы, настоящий музыкальный гений, был забыт на три столетия?
Пир во время чумы
К началу XVIII века, когда ценители музыки впервые услышали о священнике Антонио Вивальди, венецианская республика прошла пик своего торгового могущества. И как водится, в период упадка многократно увеличилось число завсегдатаев опер, любителей карнавалов и ночных прогулок. Город наводнило невиданное количество аристократов и просто бездельников со всей Европы, проматывающих фамильные состояния. В эту счастливую для музыкантов эпоху даже любители могли легко найти неплохой заработок. Что уж говорить о музыкальных гениях, например таких, как Вивальди…
Не мистификация ли сам Вивальди?
Достоверных фактов, повествующих о жизни композитора, исследователям известно не так уж много, что делает его фигуру еще таинственней. Многие признают, что отдельные биографические линии, да и некоторые из недавно открытых сочинений Вивальди, могут оказаться лишь умелой мистификацией. Из немногочисленных, дошедших до нашего времени документов, известно, что отец Антонио Вивальди был парикмахером. Однако это обстоятельство не мешало ему играть на скрипке в городском оркестре собора св. Марка и дать своему первенцу первосортное музыкальное образование. Но Антонио мечтает о другом – сутане священника. Уже в пятнадцатилетнем возрасте он был пострижен в монахи. Однако первое же самостоятельное богослужение чуть ли не закончилось обмороком. Из-за врожденного сужения грудной клетки у него часто случались приступы бронхиальной астмы. В итоге из-за этого заболевания духовное начальство разрешило ему ограничиться вычитыванием лишь особого молитвенного правила. Свободное время Вивальди стал посвящать музыке.
Церковь Святого Иоанна в Брагоре, где в 1678 году был крещён Антонио Вивальди.
Консерватория «Пиета» в Венеции.
В сентябре 1703 года, вскоре после принятия сана священника, Антонио Вивальди был приглашен в одну из так называемых венецианских консерваторий "Оспедале делла Пиета".
Тайны зашифрованной партитуры
С именем великого композитора связана еще одна загадка, больше похожая на легенду. Говорят, что среди творений Вивальди существовала некая зашифрованная партитура «Страшного суда», которая якобы могла открыть человечеству дверь в параллельный, загробный мир.
В 1741 году Антонио Вивальди посылает своему другу Томмазо Беллини странное послание в виде зашифрованной партитуры, где рассказывает о сделанном им удивительном открытии. Оно оказывается настолько опасно для будущего всего человечества, что Беллини скрывает тайну Вивальди даже от членов братства «Фратернитас Каритатис» , тайными членами которого они оба являлись. Вскоре и Вивальди, и Беллини умирают, партитура и ключ к ней исчезают совершенно бесследно.
Конечно, далеко не все исследователи верят этому рассказу, считая его выдумкой, мифом. Однако есть искатели, которые серьезно занимались поиском этого музыкального шедевра.
Карикатура на Вивальди — «Рыжий священник», нарисованная в 1723 году итальянским художником Пьер Леоне Гецци.
Искушение оперой
С какого-то момента Вивальди понимает, что именно увлечение музыкой – и есть его истинное призвание. Чтобы реализовать свои композиторские замыслы, ему уже не хватает приютского ансамбля. Он решается на оперные постановки. Вивальди увлекает открывшаяся возможность творить целые музыкальные миры. Но в итоге своими неустанными трудами дон Антонио получает в награду… забвение на три столетия. Несколько провалившихся опер, огромные долги заставляют Вивальди переехать в Вену, где когда-то ему обещали покровительство, но и здесь былого любимца публики уже никто не ждет. Там, на чужбине, загнанный кредиторами и совершенно больной композитор и умирает в полном одиночестве и нищете.
Мемориальная доска на Антонио Вивальди в Карлсплац в Вене
Алина Борисова
Спецвыпуск газеты «Знаки»