Пасха – христианская или языческая?
Пасха – христианская или языческая?
Весёлый праздник Пасха! Люди радуются, природа радуется!
Христос воскрес, весна пришла! Пасхальные яйца красят, дарят, катают с горки, вышибают «катком» - тряпичным мячом. Устраивают соревнования – «битвы» - чьё яйцо не треснет, тот и выиграл. И искренне считают, что этими играми славят Христа. Тогда при чем тут славянская мифология? Да при том, что на самом деле яйцо - древнейший языческий символ, источник жизни, знак Солнца-Даждьбога.
Ещё и про Пасху-то на наших землях никто не слыхивал, а древние славяне уже катали яйца по земле, чтобы пробудить её от зимнего сна, оживить зерно, спящее в ней. В выдутое яйцо вставляли бумажные крылышки и хвост веерочком, получался пасхальный голубь - птица Сварога, родня летящих драночных и соломенных птиц. Из глины лепили вербного херувима с крылышками, а из лоскутков сворачивали ангелочка, немного похожего на куклу, только с крылышками. Это - потомок охранительных куколок.
Несмотря на то, что Пасха христианский праздник, русский человек мог «похристосоваться» с домовым, водяным, лешим. «Пусть и им будет хорошо, пусть и их охраняет добрый Христос», - думал крестьянин, даже не предполагая, что это по меньшей мере, нелогично, ведь домовые, лешие, водяные - это нечистая сила, по православным понятиям, враги Христа. Но для русского человека они врагами не были!
Охотник дарил лешему пасхальное яичко - в благодарность за удачную охоту и «в надежде на дальнейшее сотрудничество», как сказали бы сейчас. Он приносил крашеные яйца в лес, клал на пенёк и уходил, не оборачиваясь.
В Чистый четверг (Пасха была в воскресенье, а четверг перед Пасхой назывался Страстным, а в народе - Чистым) угощали домового: радуйся, дедушка, у всех праздник. Вообще, Чистый четверг казался каким-то торжеством старой славянской веры, а не христианским праздником. Судите сами: в этот день все проводили очистительные обряды - мыли дом (стены, лавки, пол, потолок), прибирали двор начисто после зимы, всю посуду, стирали все белье, мылись в бане сами и совершали символическое «омовение предков», которые давно умерли. Это делалось так: топили баню и приглашали души предков помыться.
Можжевельником окуривали дома и скот (это уж совсем языческий обряд). Для защиты от колдунов, ведьм и прочей нечисти очерчивали дом магическим кругом, трижды обходили избу со специальным наговором. С той же целью вырезали ножом или рисовали углём, мелом, копотью свечи кресты на всех окнах, двери, заслонке печи. Крест, конечно, христианский символ... но и языческий знак солнца тоже. Красили яйца тоже в Чистый четверг... Но вспомните: четверг - это священный день Перуна?
Но вот, наконец, Пасха. После посещения церкви и разговления (утренней трапезы) начинались совсем нехристианские деяния. Именно на Пасху начинали водить хороводы.
На Пасху шли поминать покойных родственников, «христосоваться» с ними. Вообще-то, церковь запрещала посещение кладбища в этот день и отводила для этих целей вторник на Фоминой неделе, следующей за пасхальной. Но во многих деревнях этого правила не придерживались, шли на кладбище сразу утром, после церкви - пусть и у покойных родителей будет праздник, весёлая добрая Пасха!
С домовым тоже «христосовались»: клали яичко в блюдечко и приговаривали: «Дворовой батюшка, дворовая матушка со своими малыми детушками, Христос воскресе!»
Ещё на Пасху вешали качели (и вешают в деревнях до сих пор). Этот обычай тоже был мало связан с христианством, а брал своё начало в языческих верованиях. Раскачивающиеся, взлетающие вверх качели должны были помочь расти посевам, «подтягивать» вверх маленькие росточки. Так что, качаясь весной на качелях, ты повышаешь урожайность полей... а в другое время просто развлекаешься.
Так что же, народные пасхальные обычаи не христианские, а языческие? Нет, они просто смешались, и ничего в этом плохого нет. Искренне веря во Христа, русские люди не забывали и обычаев своих предков, а это хорошо для любого народа.
Наши предки яйца красили не только на Пасху. На Николу вешнего (день Николая Угодника 9 (22) мая) яйца тоже красили в красный, жёлтый, зеленоватый цвета. Яйца приносили в церковь «для святого Угодника», девушки обменивались «крашенками» на счастье, конюхи гладили ими лошадей по спине.
На седьмой неделе после Пасхи, в Семик, тоже красили яйца. Потому что Семик – это праздник плодородия: женщины «величали рожь» (хвалили её и просили вырасти получше), девушки и парни играли в обрядовые игры, изображавшие посев, качались на качелях - это «подтягивало» росточки вверх.
В оформлении постера использована картина Игоря Машкова «Светлые праздники».