Искусство Древнего Египта додинастическоrо периода
Общая характеристика древнеегипетской культуры и искусства
Древний Египет - одна из первых земледельческих цивилизаций. Зародилась она в долине реки Нил. Вся жизнь египтян была связана с Нилом и eго сезонными разливами. Каждый год, возвращаясь после половодья в свое обычное русло, воды Нила оставляли на полях слой плодородного ила, на котором только и могло развиваться земледелие. С востока и запада на Египет наступали бесплодные пески Ливийской и Аравийской пустынь.
Египетское искусство было искусством религиозным. Главным божеством египтян был солнечный бог Ра (Амон). День за днем он совершал своё плавание по небосводу на небесной ладье. Богом плодородия и растительности был Осирис. Смену времен года египтяне образно объясняли мифом о смерти и воскрешении Осириса. Ежегодно Осириса убивал его злой и жестокий брат, бог-чудовище Сет, после убийства наступал период засухи. Сестры Исида и Нефтида оплакивали Осириса, и поэтому шли дожди, разливался Нил. Бог-воин Хор, покровитель фараонов, побеждал Сета и воскрешал Осириса: наступал период земледелия и сбора урожая. Подобные мифы бытовали у многих земледельческих народов, они назывались календарными.
Помимо календарных, у египтян существовали мифы о загробном мире. Согласно им, у человека, помимо тела, были еще две сущности: Ка - душа и Ба - дух. Ecли душой обладал каждый человек, то Ба сначала считался принадлежностью только богов и властителей - фараонов. После смерти тела обе сущности, Ка и Ба, нуждались в новом пристанище. Ба отправлялся на небо для вечного странствия в ладье Ра, а Ка оставался на земле. Все произведения древнеегипетского искусства: гробницы, статуи, портреты и живописные изображения - это мир, созданный для Ка, его пристанища после смерти тела.
Египетская культура и искусство привлекали внимание многих поколений людей. Долгое время они казались загадочными, до тех пор пока не была расшифрована древняя письменность.
В Древнем Египте писали иероглифами - значками, в виде изображений представляющих понятия. Только в начале XIX в. молодой французский ученый Франсуа Шампольон расшифровал иероглифы. Во время египетского похода солдатами армии Наполеона был найден Розеттский камень - черная базальтовая плита размером примерно со столешницу. На ней на трех языках был выбит один и тот же текст. Шампольон знал все известные в то время древние языки. Он сопоставил надписи и расшифровал ту часть, что была написана иероглифами. Скоро учёный издал египетскую грамматику и словарь. А весь мир узнал имена египетских богов и фараонов, познакомился с мифами и искусством Древнего Египта.
Сотни учёных-археологов и путешественников-любителей отправились в Египет для того, чтобы исследовать эту страну и найти новые сокровища. Однако оказалось, что большинство гробниц и захоронений к приходу учёных были уже разграблены и разорены, а самые ценные предметы из них вынесены. Учёным удавалось делать выводы и на основании того, что грабители оставили. Однако составить полную картину захоронения и путешествия в Царство мертвых не удавалось до тех пор, пока английским археологом Говардом Картером в начале ХХ века не была найдена полностью сохранившейся гробница фараона Тутанхамона. Г. Картер обнаружил в ней саркофаги, золотые погребальные маски, ларцы с украшениями, а также мебель, утварь и колесницы, которые должны были служить умершему девятнадцатилетним фараону в загробном мире. Сейчас все сокровища из гробницы Тутанхамона - достояние Каирского музея и предметы научного изучения.
На протяжении всего существования Египтом правили династии фараонов. По ним история Египта делится на периоды Додинастический (конец V-IV тыс. до н. э. - начало III тыс. до н.э.), Древнего царства (3200-2400 гг. до н. э.), Среднего царства (XXI - начало XIX вв. до н.э.), Нового царства (XVI-XII вв. до н. э.) и Поздний период (Xl в.-332 г. до н.э.).
Искусство Древнего Египта додинастическоrо периода
В Додинастический период началось сложение египетского заупокойного культа и первых форм гробницы. Это была форма мастаба (арабск. скамья) - гробница, имеющая подземное помещение и возвышающуюся над землёй часть в виде призмы с наклонными гранями (похожую на скамью). К этому же времени относятся ранние каменные и керамические сосуды.
Древнее царство началось с объединения частей Древнего Египта под властью одного фараона. Это событие произошло около 3000 года до н. э. Оно изображено в рельефе палетки фараона Нармера.
Палетки - небольшие каменные пластинки, первоначально они служили писцам для растирания краски. Постепенно палетки утратили практическое использование и стали своеобразными историческими документами.
Палетка фараона Нармера - знаковый памятник эпохи. На её оборотной стороне изображён фараон, побеждающий своих врагов. К этому времени в египетском искусстве уже сложился канон (правило) изображения человеческой фигуры. Отныне, если фигура располагается на плоскости, то голова человека всегда изображена в профиль (глаз анфас), плечи - анфас, бедра и ноги - в профиль.
Такой набор приёмов является условным, это совокупность разных точек зрения на человеческую фигуру: каждая часть тела показана с той точки зрения, откуда она наиболее полно и выгодно раскрывается.
Кроме того, на палетке Нармера присутствуют разномасштабность и регистровость изображения. Разномасштабность состоит в том, что фигура фараона изображена самой крупной; стоящие рядом с ним вельможи и военачальники - гораздо меньше; еще меньше оказываются простые воины. Чем выше на социальной лестнице находится изображённый, тем крупнее его изображение.
Композиции палетки Нармера подобны строчкам текста; их можно не только рассмотреть, но и прочесть, тем более что в них включены иероглифы. Такие строки, ряды называются регистрами.
Палетка фараона Нармера отмечает начало периода силы и процветания Древнего Египта - Древнего царства.
Контрольные вопросы и задания
- В чём особенность географического положения Древнего Египта?
- Какие мифы и религиозные представления легли в основу египетского искусства?
- На какие периоды делится история и культура Древнего Египта?
- Расскажите о палетке фараона Нармера.