Вертинские Александр Николаевич, Лидия Владимировна, Марианна Александровна, Анастасия Александровна
Вертинский Александр Николаевич (9 (21) марта 1889 - 21 мая 1957), русский артист эстрады, певец, поэт, композитор, автор песен, мемуарист.
Вертинская Лидия Владимировна (14 апреля 1923 г. - 31 декабря 2013 г.), русская и советская актриса, художник.
Вертинская Марианна Александровна (род. 28 июля 1943 г.), советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка РСФСР (1991).
Вертинская Анастасия Александровна (род. 19 декабря 1944 г.), советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1988).
Сегодня можно говорить о новом всплеске интереса широкой публики к творчеству актера и певца Александра Вертинского. Его произведения стали настолько популярны, что их начали исполнять даже музыканты, обычно тяготеющие к року: несколько его песен, например, записал А. Макаревич.
О своей жизни Вертинский почти все рассказал в своих песнях, воспоминаниях и письмах.
Детство будущего артиста было не слишком радостным. Отец не мог жениться на его матери, хотя у них уже родилось двое детей, поскольку первая жена не давала развода. Внуков пришлось усыновить деду, а после смерти родителей брат и сестра вообще оказались в разных семьях у родственников матери и долгое время ничего не знали о судьбе друг друга.
Они встретились спустя много лет, когда уже выросли, оба стали артистами и играли в различных труппах. Однако их совместная жизнь продолжалась недолго: позже, во время войны, сестра Вертинского погибла, по слухам, от передозировки кокаина.
Сам же Александр последовательно и достаточно настойчиво шел к своей будущей профессии. В гимназические годы он больше предпочитал посещать различные «действа», одинаково часто ходил и в церковь, и в театр. Ведь он вырос в Киеве, который славился своими культурными традициями и куда в то время приезжали многие знаменитости - Д. Ансельмо, Л. Собинов, Ф. Шаляпин.
Постепенно Вертинский становится одним из представителей так называемой «богемы». Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, он берется за любую работу: продает открытки, грузит арбузы, работает корректором в типографии. Но позже в книге воспоминаний «Дорогой длинною ... » он не скажет об этом ни слова.
Вспоминая свою жизнь, Вертинский только будет подробно анализировать, почему его так тянуло на сцену. В то время ему мешало многое - природная застенчивость, неумение произносить букву «р», однако впоследствии он постарался обратить этот свой недостаток в достоинство и научился очень своеобразно грассировать.
Постепенно Вертинский обрел также собственный неповторимый стиль выступлений, основанный на особенностях его говоряще-поющего голоса. Каждую песню он превращал в небольшую пьесу с законченным сюжетом и одним-двумя героями. Их образы были лаконичны, намечены отдельными, запоминающимися штрихами.
«Дитя двадцатых годов», Вертинский впервые появился на эстраде в 1915 году, воспевая одиноких бедных деточек, кокаином распятых на мокрых бульварах Москвы. Он начал с выступлений в костюме Пьеро, от которого постепенно осталась лишь загримированная белоснежная маска-лицо и ярко-алые губы.
Вначале Пьеро был традиционно белым, но через некоторое время Вертинский сделал его костюм черным. Со временем он отказался и от него, выходя на эстраду в цилиндре и черном фраке с ослепительно белой манишкой и в лаковых туфлях. Контрастное сочетание черного и белого придавало его образу особую элегантность, и даже загадочность.
Видимо, от стилистики костюма Пьеро и произошла удивительная игра рук артиста: каждый жест не просто дополнял слова, но сам по себе нес самостоятельную нагрузку. Маленькие песни Вертинского назывались «ариетками» или «печальными песенками Пьеро». И самого артиста поначалу называли русским Пьеро.
Еще до революции к Вертинскому пришла известность, а затем и слава. Его песни не просто нравились - их запоминали и передавали из уст в уста. У него было множество поклонниц, и он с легкостью завязывал романы.
Судьба Вертинского резко изменилась в двадцатые годы. Как и многие другие деятели русской культуры, он не принял революцию, и ему пришлось эмигрировать. Певец покинул Россию в ноябре 1920 года и поначалу оказался в Греции, где купил греческий паспорт и только потом поехал дальше. Наличие иностранного паспорта выводило его из категории русских эмигрантов и давало возможность работать. Вместе с Ф. Шаляпиным, И. Мозжухиным, А. Павловой, которых один из критиков позже назвал «детьми Серебряного века», Вертинский постепенно завоевал зрителя сначала в Европе, а затем и за океаном. Но тематика его песен изменилась. Если до революции он пел о разных экзотических странах, то теперь его музой стала ностальгия по прошлому. Он поет не о радости души, а о спасении России.
С 1923 по 1927 год Вертинский жил в Польше и постоянно ездил с гастролями по всей Европе. В Сопоте он познакомился с девушкой Ирен, и вскоре она становится его женой. Правда, брак их продолжался недолго. Из Польши Вертинский перебрался во Францию, а затем отправился в США. После удачных гастролей он снова вернулся во Францию, но не остался там надолго, перебравшись оттуда в Китай. Там он женился второй раз, и вскоре у него родилась дочь. Чтобы прокормить семью, артисту пришлось много работать - давать по два концерта в день. Естественно, что в эти годы творчество Вертинского сильно изменилось.
Изменились и его песни. Они превращаются в маленькие баллады. Если раньше его героями были капризные дамы в шикарных манто и клоуны, лорды и бродяги, пажи и кокаинисты, то теперь ими становятся обычные люди. Они неутомимо стремятся к счастью и искренне горюют, потерпев неудачу. В тридцатые годы и годы войны он начинает сочинять песни и на стихи советских поэтов.
Все долгие годы эмиграции Вертинский стремился вернуться в СССР. Он обращался с письмами к Войкову и Луначарскому. Однако все его патриотические настроения неизбежно разбивались о прозу жизни. История возвращения Вертинского в СССР достаточно сложна и драматична. Он несколько раз подавал прошение, но ему отказывали в выдаче визы и паспорта. В 1937 году артисту разрешают вернуться, но без жены, а потом и вовсе отменили разрешение в связи с начавшимися репрессиями.
Видимо, его возвращение в 1943 году, когда война еще не кончилась, должно было символизировать сплоченность советского народа в борьбе с немецким фашизмом. Вертинский вернулся не один, а с семьей, которую нужно было обеспечивать.
Еще не закончилась война, но люди продолжали жить и уже думали о мире. Поэтому песни Вертинского оказались близки и понятны широкой публике. Он пел для раненых и сирот, колесил с концертами по всей стране, проехал и по Сибири, и по Средней Азии. После войны артист продолжил сниматься в кино.
Приход Вертинского в кино можно, пожалуй, считать случайным. Вначале он играл в немом кино, дебютировав в 1912 году в роли ангела в фильме «Чем люди живы», вероятно, просто ради заработка и из-за любопытства. Поэтому несколько лет состоял на различных подсобных работах при съемочных группах в ателье А. Ханжонкова, исполняя в основном небольшие роли.
Но даже если признать верной версию, изложенную в справочнике «Актеры советского кино», что Вертинский снимался в основном в эпизодах, все равно получится, что на его счету будет более десятка подобных ролей. Среди них чаще отмечают те, что сыграны в фильмах 1916 года, - таинственного бродяги Анатоля Северака в картине «Король без венца» и антиквара в картине «От рабства к воле».
В эмиграции актер снимался, по его собственному признанию, в немецких и французских лентах, отчасти благодаря протекции И. Мозжухина. Однако, несмотря на неоднократные предложения, Вертинский не сделал карьеру в Голливуде, поскольку не знал в достаточной степени английского языка.
В России в пятидесятые годы использовали его характерную внешность и, по мнению кинематографистов, врожденный аристократизм, который Вертинский с блеском продемонстрировал в роли князя в известном фильме 1954 года «Анна на шее». Но для того чтобы сняться в фильме «Заговор обреченных» в роли кардинала Бирнча, ему пришлось глубоко вживаться в далекий от его творческого амплуа образ. Запоминается и работа актера в фильме «Великий воин Албании Скандербег», где он сыграл роль дожа Венеции.
Практически нереализованным остался талант Вертинского как чтеца. Он знал множество стихов наизусть, цитировал всегда много и к месту, любил играть с близкими ему людьми в своеобразную игру - «Откуда это».
В эмиграции Вертинский не нажил состояния, поэтому в 55 лет пришлось начинать все сначала, давать по 24 концерта в месяц, ездить по всему Советскому Союзу, где не всегда создавались необходимые условия для выступлений. Вместе с новыми темами в его песнях звучали и старые мотивы - экзотика, тоска по прежней жизни, жажда новых ощущений.
Но все равно Вертинский чувствовал себя свободным, потому что был востребован. Он работал до последнего дня жизни и умер на гастролях, неожиданно, очевидно от сердечной недостаточности.
От отца обе дочери - Анастасия и Марианна – унаследовали некую особую утонченность, изящество и тонкую психологическую игру. От матери, которая тоже была актрисой, но в основном посвятила свою жизнь мужу и семье, - большие романтические глаза и удивительный взгляд. Достаточно вспомнить такую проникновенную работу Лидии Вертинской, как роль птицы Феникс в картине «Садко». Снималась она и в фильмах «Дон Кихот», «Новые похождения Кота в сапогах», «Киевлянка». Зрители помнят в ее исполнении и злодейку Анидаг в «Королевстве кривых зеркал».
Вместе с мужем она стремилась дать дочерям всестороннее образование. Поэтому обязательными были занятия музыкой и языками. Все это впоследствии скажется на их творчестве. Обе актрисы отличаются оригинальным талантом и большим трудолюбием. Каждую новую роль они осваивают до мелочей, стараются прочитать и изучить всю существующую литературу и другие источники, если речь идет о классических постановках, - ведь и Анастасия, и Марианна посвятили свою жизнь театру.
Правда, Вертинский совсем не хотел, чтобы его дочери становились актрисами, поскольку считал, что это слишком тяжелый хлеб. И, тем не менее, именно отец стал для девушек примерам для подражания и тем образцом, по которому они строили свою творческую жизнь.
Не хочется выделять какую-либо из дочерей Вертинского. Обе они одинаково талантливы, их творческая судьба тоже складывалась достаточно ровно, даже по количеству ролей их «Послужной список» примерно одинаков. Но так получилось, что о младшей, Анастасии Александровне, пишут больше.
Поэтому расскажем об Анастасии Вертинской. Как и старшая сестра, она окончила Театральное училище им Б. Щукина и стала актрисой Академического театра им. Евг. Вахтангова. Но если Марианна сохранила верность этому театру и была одной из четырех Турандот в легендарной постановке (после известной актрисы Ю. Борисовой), Анастасия, если можно так сказать, отправилась в свободное плавание.
Вначале она становится актрисой театра «Современник», где работала начиная с 1968 года, а затем переходит во МХАТ и работает в этом прославленном театре с 1970 по 1991 год.
Однако всесоюзную известность Анастасия Вертинская получила все-таки не в театре, а в кино. Молодая актриса очень понравилась зрителям после первой же своей роли в кино. Образ робкой, хрупкой, беззащитной Ассоль в «Алых парусах» стал одной из ее актерских ипостасей.
Не менее запоминающимися оказались и следующие работы актрисы. В 1961 году она сыграла прекрасную Гуттиэрэ в фильме «Человек-амфибия», через три года зрители снова встретились со своей любимой актрисой в роли Офелии в фильме «Гамлет», потом она сыграла Лизу Болконскую в «Войне и мире», Кити в «Анне Карениной».
От фильма к фильму росло мастерство Вертинской. Если вначале критики, анализируя ее работу в кино, прежде всего, отмечали выигрышные внешние данные актрисы, то скоро начали говорить о том, что она обладает большим драматическим талантом. Вертинская буквально покорила всех своим исполнением роли Моны в фильме 1978 года «Безымянная звезда», в 1980 году она так же блестяще исполнила роль Джеммы в фильме «Овод». Так постепенно А. Вертинская перешла от романтических образов к драматическим, хотя и в них преобладало ее романтическое начало, отчего ее героини становились еще более беззащитными и привлекательными.
Анастасия Вертинская была заметна даже в небольших эпизодических ролях, над которыми работала с такой же самоотдачей, с какой привыкла относиться к любой работе. Зрители помнят актрису и по фильму «Не горюй!», где она играла небольшую роль Мери Цинцадзе, и по картине «Тень», где исполнила роль Луизы. В фильме «Двенадцатая ночь» Вертинская снялась в роли Оливии.
В восьмидесятые годы она уже снималась меньше. Актриса появилась на экранах лишь в роли Герцогини в фильме «Житие Дон Кихота и Санчо» (1986), а в 1988 году сыграла роль феи Морганы в фильме «Новые приключения янки при дворе короля Артура». Вертинская с одинаковым успехом играет и современные, и классические роли, однако ей все-таки больше приходится создавать образы прошлых эпох. Поэтому она в совершенстве освоила искусство перевоплощения и со временем выработала свой оригинальный стиль. В ее движениях нет ничего лишнего, они выразительны, пластичны, точны.
Вертинская пришла в кино, когда у нее еще практически не было никакого опыта, поэтому приходилось учиться, что называется, по ходу дела. Но надо сказать, что ей повезло в творческой жизни. Она снималась вместе с ведущими мастерами советского кино. И сегодня с благодарностью вспоминает тех, кто помог ее становлению как актрисы, кто терпеливо объяснял рисунок роли, - Г. Козинцева, И. Смоктуновского, М. Козакова, А. Эфроса. А некоторое время спустя Вертинская уже сама щедро передавала свой творческий опыт молодым актрисам.
Ее драматический талант в полной мере проявился в фильмах девяностых годов - «Жажда страсти» (1991) и «Завещание Сталина» (1993).
В отличие от кино, в театре ее творческие возможности реализовались далеко не так полно и не так последовательно. Правда, и здесь Анастасии Вертинской приходилось играть самые разные роли: и безымянных героинь вроде девушки в толпе, Ирины в спектакле «С любимыми не расставайтесь», и женщины с ребенком в «Эшелоне», и некоторые более значимые роли, как, например, Валентины в спектакле «Валентин и Валентина» или Дорины в «Тартюфе».
Но главным автором для Анастасии Вертинской всегда оставался Чехов. Она сыграла в «Современнике» Раневскую в «Вишневом саде», несколько лет шла к роли Нины Заречной. В «Современнике» эта ее роль осталась практически незамеченной, зато вариант, созданный затем на сцене МХАТ, уже считается почти классическим. Анастасия также сыграла Елену Андреевну в «Дяде Ване». Правда, сама она считает, что полностью реализоваться в театре ей не удалось, поскольку в то время вся сцена была отдана актерам старшего поколения.
Анастасия Вертинская обладает богатым творческим потенциалом, который требует выхода, поэтому она пробует себя и в других видах творчества, в том числе на телевидении. Вертинская придумала и реализовала телевизионный проект под названием «Золотое сечение», который состоял из цикла передач, посвященных самым известным деятелям в разных видах искусства, культуры, общественной жизни не только России, но и всего мира. Передачи задуманы так, что их герои сами рассказывают о себе в интервью Вертинской. В одной из них она встретилась с Ж. Сегела, законодателем рекламы в Париже, создавшим имидж М. Горбачева и Ф. Миттерана. Однако после успешного начала программу сняли с эфира, поскольку руководство ОРТ предпочитает зрелищные программы интеллектуальным.
Личная жизнь Анастасии Вертинской сложилась вполне благополучно, хотя она была замужем не один раз. В браке с Никитой Михалковым она родила сына Сергея, который теперь успешно занимается кинобизнесом.
Закончить эту статью хочется стихотворением Александра Вертинского, посвященного своим дочкам...
Доченьки...
У меня завелись ангелята,
Завелись среди белого дня!
Все, над чем я смеялся когда-то,
Все теперь восхищает меня!
Жил я шумно и весело — каюсь,
Но жена все к рукам прибрала.
Совершенно со мной не считаясь,
Мне двух дочек она родила.
Я был против. Начнутся пеленки...
Для чего свою жизнь осложнять?
Но залезли мне в сердце девчонки,
Как котята в чужую кровать!
И теперь, с новым смыслом и целью
Я, как птица, гнездо свое вью
И порою над их колыбелью
Сам себе удивленно пою:
«Доченьки, доченьки, доченьки мои!
Где ж вы, мои ноченьки, где вы, соловьи?»
Вырастут доченьки, доченьки мои...
Будут у них ноченьки, будут соловьи!
Много русского солнца и света
Будет в жизни дочурок моих.
И, что самое главное, это
То, что Родина будет у них!
Будет дом. Будет много игрушек,
Мы на елку повесим звезду...
Я каких-нибудь добрых старушек
Специально для них заведу!
Чтобы песни им русские пели,
Чтобы сказки ночами плели,
Чтобы тихо года шелестели,
Чтобы детства забыть не могли!
Правда, я постарею немного,
Но душой буду юн как они!
И просить буду доброго Бога,
Чтоб продлил мои грешные дни!
Вырастут доченьки, доченьки мои...
Будут у них ноченьки, будут соловьи!
А закроют доченьки оченьки мои —
Мне споют на кладбище те же соловьи.
(1945)