Уланова Галина Сергеевна
Галина Сергеевна Уланова (8 января 1910 г. - 21 марта 1998 г.), русская балерина.
Творчество Улановой составило целую эпоху в истории мирового балета. Она не просто восхищала филигранным искусством танца, но каждым движением передавала душевное состояние своей героини, ее настроение и характер.
Будущая балерина родилась в семье, где танец был профессией. Ее отец был известным танцовщиком и балетмейстером, а мать - балериной и педагогом. Поэтому поступление Улановой в Ленинградское хореографическое училище было совершенно естественным. Вначале она училась у матери, а затем её педагогом стала известная балерина А. Я. Ваганова.
В 1928 году Уланова блестяще окончила училище и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета. Вскоре она становится ведущей исполнительницей партий классического репертуара - в балетах П. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», А. Адана «Жизель» и других. В 1944 году она становится солисткой Большого театра в Москве.
Ещё в начале творческой деятельности Улановой критики писали о том, что она удивительным образом соединяет совершенную танцевальную технику с приёмами драматической игры и актёрской пластики. Не нарушая строгой чистоты линий и форм классического танца, Уланова наполняла их трепетным настроением, придавала грацию и музыкальность простым, обыденным действиям, а самым сложным и технически изощрённым танцевальным движениям – непринуждённость и естественность человеческого жеста. Создавалось впечатление, что в танце Улановой движение не прерывается, не заканчивается, а как бы постепенно угасает, растворяется в воздухе. Это особое искусство пластических замедлений, замираний придавало созданным ею образам особую выразительность, напоминающую чуть слышное пианиссимо.
Уланова никогда не чеканила движения и позы, её танец лился легко, отражая малейшие нюансы внутренней жизни героинь, оттенки их настроений, подчас неуловимые, неосознанные душевные порывы и движения.
Но все это пришло не само собой, а в результате титанической каждодневной работы. Ещё со времени учёбы в хореографическом училище Уланову отличала неумолимая требовательность к себе, непрекращающиеся творческие поиски. Поэтому она по несколько раз возвращалась к исполнению одних и тех же ролей, обогащая их новыми красками.
Совершенная классическая танцовщица, Уланова не только была замечательной исполнительницей партий Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», Авроры в «Спящей красавице», Маши в «Щелкунчике». Она стала подлинной создательницей образа Жизели в балете «Жизель» Адана, доказавшей возможность «перевода» на язык танца произведений великих поэтов, выражающих большое философское содержание, силу человеческих страстей и переживаний.
Каждая партия Улановой - это не соединение отдельных танцевальных кусков, а единая, логически построенная непрерывная линия роли, своеобразный монолог, произнесённый на языке танца. «Как из букв складываются слова, из слов - фразы, так из отдельных движений складываются танцевальные «слова» и «фразы», раскрывающие поэтический сюжет хореографической повести. Отдельные движения сами по себе ничего не означают. Множество па в красивом и динамичном сочетании выражают разные чувства: глубокие человеческие переживания, счастье любви и горечь разлуки, муки ревности и тяжесть поражения», - так ответила балерина на вопрос одного из корреспондентов о секрете своего таланта.
Выдающаяся балерина, воплощавшая в танце сложнейшие драматические коллизии, Уланова выступала на сценах многих театров мира и завоевала всемирное признание.
У здания Шведской академии танца в Стокгольме ей поставлен бронзовый памятник «как лучшей балерине современности».
Исключительный талант Улановой был отмечен множеством премий, наград и званий. Она дважды (что было уникально для деятелей культуры) получила звание Героя Социалистического Труда.
В последние годы жизни она работала балетмейстером-репетитором в Большом театре. Ее учениками являются прославленные артисты балета: Нина Тимофеева и Екатерина Максимова, Владимир Васильев и Людмила Семеняка, Нина Семизорова и Александр Кондратов. В творчестве каждого из них легко увидеть черты неповторимого стиля Улановой.