Шаляпин Фёдор Иванович
Фёдор Иванович Шаляпин (13 февраля 1873 г. - 12 апреля 1938г.) - русский оперный и камерный певец (высокий бас).
Шаляпин стал первым русским певцом, получившим мировое признание. Он родился в Казани, где его отец работал мелким служащим. Детство мальчика было безрадостным, поскольку в семье недоставало денег и ему рано пришлось работать. Одновременно с учебой Федор работал учеником сапожника, резчиком по дереву, переписчиком бумаг.
Но уже с юношеских лет у него обнаружились уникальные вокальные данные. Вначале он подрабатывал статистом в оперном театре и даже пытался играть драматические роли.
Дебют Шаляпина как оперного певца состоялся 18 декабря 1890 года, когда он спел партию стольника в опере С. Монюшко «Галька» на сцене городского театра в Уфе. С этого времени начался период скитаний Шаляпина по городам и оперным труппам. Он продолжался до 1892 года, когда девятнадцатилетний юноша приехал на заработки в Тифлис. Там он познакомился с известным в городе музыкальным педагогом Дмитрием Усатовым. Тот сразу же оценил уникальные способности Шаляпина и стал с ним заниматься.
Шаляпин учился у Дмитрия Усатова и выступал на сцене Тифлисского музыкального театра. Именно оттуда в 1894 году он отправляется в Петербург и начинает петь в частном оперном театре Панаева.
После ряда блестящих выступлений его приглашают в Мариинский театр, где 5 апреля 1895 года Шаляпин дебютирует в партии Мефистофеля. Незадолго до этого он женился на известной балерине Иоле Торнаги.
Но настоящее признание и слава пришли к нему не на сцене Императорского оперного театра в Петербурге, а в частном оперном театре Мамонтова в Москве. За три года работы там (1896-1899) Шаляпин становится ведущим исполнителем русской оперной классики. Его голос позволял великолепно воплощать на сцене свойственную русской опере речитативную форму музыкальной речи. Именно на таких речевых монологах основаны все классические партии русского оперного репертуара: Иван Сусанин, Борис Годунов, Иван Грозный.
В это же время завязывается дружба Шаляпина с крупнейшими деятелями русской культуры: М. Горьким, С. Дягилевым, С. Прокофьевым, С. Рахманиновым. По инициативе Сергея Дягилева Шаляпин выезжает в заграничное турне и 3 марта 1901 года с триумфом выступает на сцене миланского театра «Ла Скала» в заглавной партии оперы Бойто «Мефистофель».
В 1907 году он участвует в знаменитом русском историческом концерте, организованном Дягилевым в Париже. С этого времени Шаляпин регулярно выступает в спектаклях так называемых «Русских сезонов».
Несмотря на то, что все его время было занято концертной и оперной деятельностью, певец никогда не отказывался выступить перед простыми людьми. Сценической площадкой для него мог быть и респектабельный концертный зал, и простая сцена народного дома.
После Октябрьской революции Шаляпин был удостоен звания народного артиста республики, а в 1922 году эмигрировал, в основном из-за бытовых условий. За рубежом он продолжил интенсивную концертную деятельность, создал несколько интересных оперных образов, в том числе Дон Кихота в одноименной опере Массне, а также записал огромное количество грампластинок.
Шаляпин постоянно искал новые художественные изобразительные средства и в конце двадцатых годов даже снялся в первом звуковом фильме – «Дон Кихот».
В каждой опере он участвовал не только как артист, но и как режиссер. Певец долго искал рисунок каждой роли, сам подбирал нужный грим и реквизит. Вот почему он с одинаковой глубиной мог воплотить на сцене и царя Бориса Годунова, и хитрого монаха Варлаама, и Мефистофеля, и Ивана Сусанина.
Современники отмечали, что когда Шаляпин репетировал образ Бориса Годунова, то другие участники спектакля переставали замечать, что актер находится среди них без грима и костюма, - такова была сила его игры.
Любопытно, что из всех детей от двух браков – трех дочерей и двух сыновей - только один сын, Борис, унаследовал артистический талант отца. Он стал известным художником, создавшим один из портретов великого певца.