Русланова Лидия Андреевна
Лидия Андреевна Русланова (27 октября 1900 г. - 21 сентября 1973 г.), русская певица, исполнительница народных песен.
Рассказывая о творчестве Лидии Руслановой, часто приходится употреблять эпитеты «самородок», «природный талант». Она не получила профессионального образования, но её голос был знаком всей стране.
Лидия родилась в селе Чернавка Саратовской губернии. Детство девочки прошло в сиротском приюте. Отец, крестьянин Андрей Лейкин, погиб во время русско-японской войны. Вскоре умерла и мать, оставив сиротами троих детей. Регенту местной церкви понравился голос Лидии, и вскоре она стала солисткой в церковном хоре. Со всего города приезжали купцы послушать, как поёт сиротка. Об этом вспоминала не только сама певица, но и её современники.
Выйдя из приюта, она начала работать на мебельной фабрике, пела в самодеятельности. Русланову случайно услышал профессор Саратовской консерватории М. Медведев и предложил девушке заниматься у него. Но Лидии была чужда академическая манера исполнения, она тяготела к народной манере пения.
Когда началась Первая мировая война, поддавшись царившим патриотическим настроениям, в 1916 г. Русланова отправилась на фронт, став сестрой милосердия в санитарном поезде. Она прослужила до октября 1917 г. Тогда же будущая певица пережила роман и родила ребёнка. С его отцом она расстанется в 1918 г.
В 1917 г. Русланова начинает профессиональную певческую деятельность и одновременно ведёт кочевой образ жизни, оказываясь то в Проскурове, то в Ростове-на-Дону, то в Могилеве, то в Киеве. В Виннице в 1919 г. она вышла замуж за сотрудника ВЧК Наумина, с которым прожила до 1929 г. Перебравшись в Москву, Русланова постепенно завоёвывает всесоюзную известность. Отчасти ей помог новый брак с известным конферансье М. Гаркави, который знал многих деятелей искусства. К тому время окреп голос певицы, он был совершенно уникальным, сразу же воскрешал в памяти народные гулянья и праздники, на которых одним из главных развлечений считалось исполнение народных песен русскими песенницами.
Известно, что однажды концерт Л. Руслановой по радио услышал великий русский певец Фёдор Шаляпин, находившийся тогда в эмиграции. Он был поражён чистотой тембра певицы и сложной мелодикой исполняемых песен.
Русланова ввела в обиход многие русские песни: «Меж высоких хлебов», «Ах ты, сад», «Окрасился месяц багрянцем», «Липа вековая», «Златые горы», «Очаровательные глазки», «Я на горку шла», «Саратовские припевки». Певица сама сочинила одну из песен - «Валенки».
Часто Русланова становилась первой исполнительницей песен советских композиторов: «И кто его знает» В. Заларова и М. Исаковского, «Катюши» М. Блантера и М. Исаковского, «В землянке» К. Листова и А. Суркова, «колхозных частушек».
С 1933 г. основная деятельность певицы проходила под эгидой Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий. Она проработала здесь около пятнадцати лет. Обычно выступления Руслановой проходили под аккомпанемент саратовской гармоники, использовался также баян и аккордеон. Иногда она пела и под звуки рояля.
Певице довелось услышать самые разные оценки. Хотя она и слыла «народницей», исполняла русские песни, её ругали за то, что она носит национальный костюм и использует в качестве аккомпанемента народные инструменты. Полагали, что нужно было выходить в «Современном виде», ведь шло формирование новых отношений, и создавалась иная культура. Тогда мало кто понимал истинное значение того, что делала Русланова. Она соединила традиционную манеру исполнения русской песни с приёмами концертного пения.
Ее предшественником был Шаляпин, впервые начавший исполнять народные песни в академической манере. Природный вкус и мастерство позволили Руслановой стать по-настоящему народной певицей.
Её независимый характер, умение настоять на своём раздражали начальство, ей доставалось и за то, что она хорошо зарабатывает и не стесняется покупать на свои деньги драгоценности и антиквариат. В подобных перепалках на задний план отходили уникальный талант певицы, её постоянное стремление собрать и сохранить репертуар насильственно разрушавшегося традиционного уклада жизни русского народа.
Русланова выходила на сцену в красочном костюме, который носили в её родной Саратовской губернии, всегда кланялась залу, а потом начинала выступать. Она всегда вносила в своё исполнение игровые элементы, эмоционально, красочно и с особой энергией передавала содержание песни.
В годы Великой Отечественной войны певица выступала в составе концертных бригад, пела в самых разных условиях, часто выступала в госпиталях. В 1942 г. ей было присвоено звание заслуженной артистки России. В том же году Русланова вышла замуж в четвёртый раз, за генерала В. Крюкова, известного военного, однополчанина Георгия Жукова. Он был вдовцом: его жена покончила с собой, когда узнала об аресте мужа. Слух оказался ложным, но изменить ничего уже было нельзя, сиротой осталась их пятилетняя дочь. Крюков буквально покорил Русланову, они встретились во время одного из её концертов.
Свои выступления на фронте Русланова завершила в мае 1945 г. Она выступила у стен рейхстага вместе с ансамблем донских казаков, которым управлял Михаил Туганов.
Несмотря на свою огромную популярность, певица пострадала в годы репрессий, как и многие её соотечественники. В конце сороковых годов она была арестована и осуждена. Русланову обвинили в антисоветской деятельности и в буржуазном разложении, ей припомнили буквально всё, в частности, обвинили в пристрастии к излишней роскоши. Отчасти причина её ареста была связана с давлением на мужа. В те дни готовился компрометирующий Жукова материал, поэтому Крюкова вынудили дать против него показания. Несмотря на «чистосердечное» признание, генерала всё же посадили.
К сожалению, в ссылке Русланова повредила голос. Но её популярность оставалась прежней, в народе певицу даже добродушно прозвали «русланихой». Вернувшись на эстраду в 1953 г., она должна была вновь завоёвывать себе место среди эстрадной элиты, ведь на сцене уже появилось новое поколение исполнителей. В это время начинали свой путь Л. Зыкина и О. Воронец.
Любопытная история произошла в 1973 г., когда режиссёр Е. Карелов начал снимать фильм «Я, Шаповалов Т. П.». В одном из эпизодов должна была появиться Русланова. Актёр Е. Матвеев вспоминал, что певица ничем не выделялась среди других артистов, она выглядела как обычная русская женщина. Но её сразу узнали, подарили полевые цветы, кто-то назвал её «генералиссимусом русской песни».
В августе 1973 г. певица выступила в последний раз в сборном концерте. Это было в Ростове. Русланова пела на местном стадионе. Она стояла на грузовике, чтобы её могли увидеть все зрители. Стадион приветствовал певицу стоя.
Вернувшись в Москву, Русланова скоропостижно умерла. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище.