Рерих Николай Константинович
Рерих Николай Константинович (1874-1947) русский художник
Рерих занимает в истории русской живописи особое место: история его жизни и творчества настолько необычна, что до сих пор исследователи не могут чётко определить, к какой культуре - русской или индийской - следует относить созданные им произведения. Можно сказать, что Рерих подобен художникам эпохи Возрождения, творчество которых изначально носило всеобщий характер и лишь потом отражало черты определённой страны.
Рерих родился в Петербурге в семье обрусевших немцев. Он долго не мог решить, какую профессию выбрать, и после окончания гимназии поступил сразу в два вуза – на юридический факультет университета и в Академию художеств, в мастерскую А. Куинджи. Однако уже через год он понял, что живопись привлекает его больше, и только тогда окончательно сделал свой выбор. Будущее показала, что молодой человек не ошибся. Уже выполненная в Академии дипломная работа - историческая картина «Гонец» - была сразу же приобретена П. Третьяковым, и к Рериху пришла известность.
После окончания Академии он женился на Елене Ивановне Шапошниковой, правнучке М. Кутузова, которая стала его спутницей на всю оставшуюся жизнь. Основной темой его творчества в этот период становится русская история.
Рерих совершает несколько путешествий по северной России, в результате которых появляется серия картин, посвящённых жизни древних славян. В них художник использует и собственные зарисовки, и впечатления от археологических раскопок. Эти картины сразу же выдвигают его в число крупнейших русских художников, и в 1909 году он становится академиком.
Большое значение для творчества художника имела его дружба с композитором Н. А. Римским-Корсаковым. Рерих сделал оформление для постановки его оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и написал два занавеса: один - основной, а другой - для симфонической картины «Сеча при Керженце».
Постепенно всё большее место в его картинах начинает занимать сказочно-фантастическая тематика. В образах природы художник пытается разглядеть нечто общее с теми катаклизмами, которые потрясают Россию. Он вырабатывает свой особенный стиль, в котором сочетались яркие, звонкие цвета с тончайшими переходами оттенков. Своеобразным откликом на революционные события становится его картина «Небесный бой».
Одновременно Рерих занимается и литературным творчеством. В 1914 году выходит его первая книга – сборник сказок «Граница царства» на сюжеты, заимствованные из древнеславянской и древнеиндийской мифологии. Интерес к Востоку в мировой живописи и литературе был не случайным. Он объяснялся тем, что многие русские художники искали в культуре народов Востока те ценности, которые казались им утраченными русской культурой. Поэтому они совершали путешествия по дальним странам и находили новые темы и сюжеты.
Во время революционных событий Рерих находился в Финляндии, где лечился от тяжёлой болезни лёгких. Его состояние было настолько тяжёлым, что летом 1917 года он даже составил завещание. Только через год, в середине 1918 года, художник смог отправиться в Копенгаген, где была открыта выставка его картин.
Из Дании вместе с выставкой Рерих переезжает в Англию, а оттуда в Соединённые Штаты. В Америке он ездит по разным городам вместе со своей выставкой и много выступает с новой концепцией обновления мира. Это турне было организовано по инициативе тогдашнего президента США Т. Рузвельта. Его ближайший помощник, Г. Уоллес, ставший позже вице-президентом страны, объявил себя учеником Рериха.
Учение Рериха предполагало единые корни всей мировой культуры, как русской, так и американской. Идея такой общности была реализована им в институте объединённых искусств, который открылся в Нью-Йорке. Чтобы руководить его деятельностью, Рерих провёл в Америке три года и только в 1923 году покинул США и отправился в Индию во главе комплексной экспедиции для изучения памятников древностей и искусства. Научную часть экспедиции разработала его жена с сыном, ставшим учёным-востоковедом.
Именно Индия и становится новой родиной художника. Рерих совершает несколько путешествий по Северной Индии, Гималаям и Тибету и, наконец, поселяется у подножия Гималаев, в долине Кулу. Там он основывает институт научных исследований, который и становится местом хранения всех собранных во время экспедиций материалов.
Впоследствии Рерих совершил ещё несколько экспедиций по Северной Индии и Китаю, во время которых собирал произведения фольклора и этнографические материалы. Однако и в Индии художник не расставался с образами русской культуры, которые время от времени появлялись на его картинах.
Ещё до начала Второй мировой войны Рерих выступил с инициативой подписания мирового договора об охране памятников культуры. С началом войны, это движение обрело миллионы приверженцев во всех странах мира, а в 1954 году в Гааге была заключена Международная конвенция, в основу которой был положен составленный Рерихом договор.
Узнав о нападении Германии на СССР, Рерих сразу же начал кампанию по сбору денег на нужды обороны. В разных странах он организует продажу своих картин, а полученные деньги направляет в фонд Красной Армии. И снова художник обращается к исторической тематике – пишет картины, героями которых становятся русские богатыри.
После того как Индия обрела свою независимость, дом Рериха стал центром русско-индийской дружбы. У него бывали Дж. Неру, И. Ганди.
После окончания войны он решает вернуться на родину, получает необходимые документы, упаковывает картины. Однако перед самым отъездом художник скоропостижно умирает. Вдова Рериха передала его картины в дар Индии, а в их доме открыла музей художника.