Петипа Мариус Иванович
Мариус Иванович Петипа (11 марта 1818 г. - 14 июля 1910 г.), русский артист, балетмейстер.
Имя Мариуса Петипа известно каждому, кто хоть немного знаком с историей балета. Всюду, где сегодня существуют балетные театры и школы, где показывают фильмы и телепередачи, посвященные балету, издают книги об этом удивительном искусстве, знают и чтят этого человека. Хотя он и родился во Франции, но всю свою жизнь проработал в России и является одним из родоначальников современного балета.
Петипа однажды признался, что с самого рождения вся его жизнь была связана со сценой. Действительно, его отец и мать были известными артистами балета и жили в крупном портовом городе Марселе. Но детство Мариуса прошло не на юге Франции, а в Брюсселе, куда семья переселилась сразу после его рождения в связи с новым назначением отца.
Музыкальные способности Мариуса были замечены очень рано, и его отдали сразу в Большой колледж и консерваторию по классу скрипки. Но первым его учителем стал отец, который вел при театре балетный класс. В Брюсселе Петипа впервые и вышел на сцену в качестве танцовщика.
Ему было в то время всего двенадцать лет. А уже в шестнадцать он стал танцовщиком и балетмейстером в Нанте. Правда, проработал там всего год и затем вместе с отцом отправился в свое первое заграничное турне в Нью-Йорк. Но, несмотря на сопутствовавший им чисто коммерческий успех, они быстро уехали из Америки, поняв, что там некому оценить их искусство.
Вернувшись во Францию, Петипа понял, что ему надо получить более глубокое образование, и стал учеником знаменитого хореографа Вестриса. Занятия быстро дали результат: всего через два месяца он стал танцовщиком, а позже и балетмейстером в балетном театре города Бордо.
С этого времени Петипа начал традиционную жизнь балетмейстера - меняя труппы и театры, но в 1847 году получил приглашение из России. Он должен был заменить заболевшего французского танцовщика в труппе, гастролировавшей в Петербурге. Так Мариус Петипа оказался в России.
Вскоре он женился на русской балерине М. Суровщиковой, но она рано умерла, оставив его с сыном Мариусом. Вторая жена балетмейстера, тоже актриса, Н. Савицкая, стала его верным другом и помощницей во всех делах, несмотря на большую разницу в возрасте.
По примеру своего отца все дети Петипа, так или иначе, связали свою жизнь с балетным театром. Даже старший сын Мариус, окончивший по желанию отца коммерческое училище, стал артистом балета. В 1911 году на сцене выступали сразу три брата Петипа - Мариус, Марий и Виктор. Однако судьба дочерей балетмейстера была не так благополучна. Только две из них - Надежда и Вера - стали артистками балета. Средняя дочь, Евгения, тяжело заболела, и ей ампутировали ногу. Младшая дочь Петипа, Любовь, также стала балериной, но рано ушла из жизни.
Уже первое выступление Петипа на русской сцене завершилось триумфальным успехом. Присутствовавший на балете император Николай I был так восхищен, что прислал балетмейстеру именной перстень с бриллиантами. Так началась работа Петипа в России. Но вначале он выступал лишь как танцовщик и только с 1855 года начал преподавать в Петербургском театральном училище. Лишь в 1858 году Петипа поставил одноактный балет «Брак во времена Регентства» Пуни. С него и началась его деятельность как балетмейстера.
Петипа реформировал классический балет и из искусства принимать определенные позы, превратил его в хореографическое повествование. Для каждого артиста он подбирал свою гамму движений, позволявшую показать их индивидуальность. Танцовщик был для него, прежде всего актером, который должен был передать свои переживания средствами танца.