Пахмутова Александра Николаевна
Александра Николаевна Пахмутова (род. 9 ноября 1929 г.), российский композитор.
Пахмутову называют самым народным композитором. И действительно, все её песни сразу же становились популярными.
Александра Николаевна родилась в поселке Бекетовка в Сталинградской (ныне Волгоградской) области. Ее музыкальные способности заметили еще в детстве. В школе она была постоянным участником художественной самодеятельности, а в 1943 году родители отвезли девушку в Москву и отдали в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Пахмутова занималась в классе, которым руководил композитор В. Шебалин. В 1945 году она написала «Сонатину» для рояля, вошедшую в документальный фильм «Юные музыканты», и это были первые кадры кинохроники с A. Н. Пахмутовой.
В 1948 году Пахмутова поступила в Московскую консерваторию и продолжила учебу у Шебалина по классу композиции. В это время она осваивает не только теорию, но и различные жанры. Она пишет как инструментальные сочинения («Русская сюита» для симфонического оркестра), так и сочинения для хора. Её дипломной работой стала кантата «Василий Теркин» на стихи А. Твардовского.
Закончив консерваторию, Пахмутова поступает в аспирантуру и в 1956 году заканчивает ее с Концертом для трубы и симфонического оркестра. Одновременно она пробует сочинять песни. Нo настоящая известность приходит к ней позже.
В пятидесятые годы Пахмутова продолжает одновременно работать и над симфониями, и над песнями. В 1956 году она выходит замуж за поэта Н. Добронравова, и с этого времени складывается их прекрасный творческий союз.
Пахмутова пишет несколько монументальных произведений - увертюру «Юность», кантату «Прекрасная, как молодость, страна», «Ритмы времени».
В конце пятидесятых годов композитор впервые пишет музыку для кинофильма «По ту сторону» (1958). «Песня о тревожной молодости» из этой киноленты становится очень популярной. Значительное место в раннем творчестве Александры Николаевны занимает музыка к фильму «Семья Ульяновых», а песни в картине режиссера Ю. Чулюкина «Девчата» (1961) («Хорошие девчата» и «Старый клен») становятся поистине народными.
Именно тогда Пахмутова и стала ведущим автором молодежной песни. Она посвящала их разным конкретным событиям: строительству Братской ГЭС, перекрытию Ангары, но многие из них отражали обычные лирические переживании молодых людей.
Пахмутова много ездит по стране с концертами. Она стала первым композитором, который проехал по комсомольским стройкам вместе с И. Кобзоном. Они выступали перед строителями Братска, Усть-Илима.
Для каждой песни Пахмутова находит неповторимый музыкальный образ. В отличие от других авторов, она редко пишет музыку на готовые стихи. Вначале она придумывает мелодию, а уже потом ищет под нее текст. Возможно, поэтому песни Пахмутовой одинаково хорошо звучат и с оркестром, и под рояль, и под гитару.
В начале семидесятых годов она попробовала свои силы как балетный композитор: на материале своего концерта для оркестра сочинила балет «Озаренность». В 1975 году его поставили на сцене Большого театра.
Сочиняя популярные песни, она постоянно ищет новые стилевые приемы и мелодические краски, добиваясь органического соединения мелодии и содержания.
Большинство своих песен Пахмутова писала для конкретного исполнителя. Песни Пахмутовой пели и поют более двухсот солистов и музыкальных коллективов, среди них Ю. Гуляев, Л. Зыкина, И. Кобзон, М. Кристалинская.
Пахмутова и Добронравов пишут основной репертуар для певца Юлиана. Вместе с ним они часто гастролируют по городам России.
Одной из сквозных тем творчества композитора стала тема космоса. Начиная с полета Ю. Гагарина, она пишет песни, посвященные космонавтам и их профессии. Ею был создан своеобразный цикл «Созвездие Гагарина», ставший эпохой в истории музыкального искусства и символом ее времени.
Своеобразным итогом развития этой темы стала для нее песня «Мать и сын». Песня решена как диалог двух солистов, тенора и меццо-сопрано. Партия тенора написана с использованием современных интонаций, а партия меццо-сопрано решена как стилизация под древнерусские плачи и христианские гимны. Исполнители поочередно сменяют друг друга, только припев исполняется вместе. Рефреном песни становятся слова «Истинной верой < ... > спасемся». Он заимствован из старинного церковного гимна.
Сама Пахмутова определяет жанр песни как музыкально-хоровую фреску. Мелодии русской духовной музыки она использовала и в других сочинениях. Интересна ее музыкальная сюита к картине «Битва за Москву» (1985). В ней Пахмутова соединила в единую повествовательную ткань военные песни, русскую духовную музыку и собственные мелодии разного времени.
Подобный синтез не случаен, Пахмутова часто пишет музыку для различных постановок, которые идут в театре и на экранах. В последние годы она освоила и электронную технику, хотя убеждена, что та никогда не сможет заменить живую.
Музыка Александры Пахмутовой отмечена высокими наградами: композитор стала народной артисткой СССР, Героем Социалистического Труда, но самое главное, что без таких ее песен, как «Нежность», «Песня о тревожной молодости», «Обнимая небо» и многие другие, невозможно представить себе современную русскую музыкальную культуру.