Максимова Екатерина Сергеевна
Екатерина Сергеевна Максимова (1 февраля 1939 г. - 28 апреля 2009 г.), русская советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, педагог, народная артистка СССР.
Эта уникальная балерина не сходила со сцены тридцать пять лет. Впрочем, с балетом Максимова связана и сегодня, поскольку является педагогом-репетитором театра «Кремлевский балет».
Екатерина Максимова получила специальное образование в Московском хореографическом училище, где ее педагогом была прославленная Е. П. Гердт. Еще будучи ученицей, Максимова получила первую премию на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве в 1957 году.
Свое служение искусству она начала в 1958 году. После окончания училища молодая балерина пришла в Большой театр и проработала в нем до 1988 года. Небольшого роста, идеально сложенная и удивительно пластичная, она, казалось, самой природой была предназначена для классических ролей. Но вскоре стало очевидно, что ее возможности поистине безграничны: она с одинаковым блеском исполняла и классические, и современные партии.
Секрет успеха Максимовой заключается в том, что она всю жизнь продолжала учиться. Свой богатый опыт ей передала прославленная балерина Г. Уланова. Именно от нее молодая актриса балета переняла искусство драматического танца. Не случайно, в отличие от многих балетных актеров, она сыграла целый ряд ролей и в балетных телеспектаклях. Необычайно выразительное лицо Максимовой с большими глазами отображало самые тонкие нюансы при исполнении комедийных, лирических и драматических ролей. Кроме того, ей блестяще удавались не только женские, но и мужские партии, как, например, в балетном спектакле «Чаплиниана».
Первой большой работой Максимовой стала партия Маши в балете Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик», которую она станцевала в 1957 году, еще когда училась в хореографическом училище. Позже она стала первой исполнительницей целого ряда партий, подготовленных ведущим балетмейстером театра Юрием Григоровичем: Маши в «Щелкунчике» (1966), Фригии в «Спартаке» (1968), Авроры в «Спящей красавице» (1973).
Конечно, большую роль в становлении Максимовой как актрисы и балерины сыграл и Юрий Григорович. Ведь что скрывать, именно при нём она была занята в ведущих партиях, которые и помогли ей раскрыться как актрисе. Максимова полагает, что её творческая жизнь началась именно с Григоровича. Это были счастливые годы, потому что они несли в себе вдохновение, надежды на перемены, открытия. Но проза жизни развела яркие творческие дарования, хотя они могли бы сделать ещё немало совместных работ.
Чем же отличается танец Максимовой? Воспитанную в ней академичность она соединила с особой грациозностью, отточенность любых, даже самых мелких, движений – с изящной мягкостью линий.
Но главным всё-таки остаётся психологический рисунок, который она создает в каждой партии. Максимова показывает какую-то особую хрупкость и незащищенность своих героинь, рождающиеся, а иногда и умирающие чувства. Вместе с тем мы практически не увидим в её исполнении кипение страстей, как это свойственно танцу Плисецкой. Даже прибегая к гротесковым интонациям, Максимова все же сочетает их с мягким и пластичным рисунком роли.
Особое место в её жизни занимает творческий и семейный союз с Владимиром Васильевым. Правда, они никогда не ограничивались только исполнительской деятельностью. Уже в 1976 году Васильев поставил для Максимовой балет «Икар», где она сыграла Эолу, а затем ещё целый ряд спектаклей, как в театре – «Эти чарующие звуки...» (1978), так и на телевидении – «Анюта» (1986) и «Чаплиниана».
Хрупкая и изящная Максимова и сильный, атлетический, уверенный в себе Васильев составляли необычайно гармоничную пару. Но эта небольшая грациозная балерина обладала и особенным прыжком. Казалось, она не просто подпрыгивает, а летает в воздухе. Одной из подобных работ стала роль Фригии в балете А. Хачатуряна «Спартак». Максимова создала живой образ героини, соединив античную пластику с остросовременной техникой.
Творчеству Максимовой и Васильева посвящены телевизионные фильмы «Дуэт» (1973), «И осталось, как всегда, недосказанное что-то...» (1990), а также французский видеофильм «Катя и Володя» (1989).
Максимова и Васильев часто танцевали вместе, но у них бывали и другие партнеры. Так, балерина танцевала с Марисом Лиепой и А. Фадеечевым, М. Лавровским и А. Богатырёвым. Танцевать же с Васильевым было и легче, и труднее. Ведь, с одной стороны, они понимали друг друга с полувзгляда, с другой - относились к себе более требовательно, добиваясь совершенства.
Многие специалисты полагают, что Максимова создала свою трактовку классического адажио. Она наделена способностью, подчиняясь партнеру, вместе с тем сохранять и свой собственный неповторимый «голос». Поклонники балета помнят и ее стремительно-чёткое вращение. Даже в таких традиционных партиях, как Китри в балете «Дон-Кихот» А. Минкуса, она выглядела совершенно неповторимо.
Блестящее дарование и высокое мастерство Максимовой давали ей полное право именоваться прима-балериной, звездой русского балета. Именно так её воспринимали во всем мире. Но у себя дома она была просто членом коллектива Большого театра, в котором интересы дела превалировали над личными амбициями или болезнями.
Со временем Максимова усиливала драматический рисунок каждой партии, углубляла отдельные трактовки. В её репертуаре классические роли преобладали над современными, хотя её можно назвать и характерной актрисой.
С 1980 года она выступала в спектаклях ансамбля «Московский классический балет». В этом составе она исполнила партию Натали в балете «Натали, или Швейцарская молочница» (1980), который впервые в СССР поставил балетмейстер П. Лакот по Ф. Тальони, танцевала Джульетту в балете «Повесть о Ромео и Джульетте».
Но наступило время, когда пришлось задуматься о том, что делать дальше. Впрочем, Максимова тогда уже давно решила для себя, чем займется, когда уйдет со сцены. В 1980 году она оканчивает Институт театрального искусства по специальности педагог-балетмейстер, а с 1982 года начинает преподавать на кафедре хореографии ГИТИСа.
С 1990 года Максимова была балетмейстером-репетитором Театра балета КДС. В Кремлевском Дворце съездов Максимова вместе с Александром Парра поставила спектакль «Библия» и ироничный и задорный спектакль «Русская рулетка».
Обладая особой восприимчивостью ко всему новому, творчески необычному, Максимова охотно работала с зарубежными балетмейстерами, перенимая новый для себя опыт. Она танцевала в балетах Мориса Бежара, Р. Пети, Р. Кранко. Причем заложенная в ней пластическая свобода позволяла ей легко выполнять требования режиссёров. Но оставаться навсегда в чужой стране балерина всё-таки не захотела, а работа по контрактам в те годы была делом неслыханным. Причина, очевидно, заключается в другом: творчество Максимовой глубоко национально, и балерина так и не смогла оторваться от родной среды. Возможно, поэтому и отдыхать она любила в русской глубинке - под Щелыковом, что в Костромской области.