Лиепа Марис-Рудольф Эдуардович
Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа (27 июля 1936 г. - 26 марта 1989 г.), латвийский советский танцовщик, солист балета, балетмейстер, педагог, актёр кино, народный артист СССР.
Судьба известного русского танцовщика Мариса Лиепы оказалась противоречивой: её можно назвать и счастливой, и драматичной. Марис Лиепа был солистом лучшего театра страны, выступал в ведущих балетных партиях и в то же время постоянно ощущал внутреннюю неудовлетворенность. Возможно, именно поэтому он стремился реализовать себя в других делах: занимался сценографией, ставил балеты, снимался в фильмах.
Через несколько лет после смерти Мариса Лиепы было принято решение увековечить в виде медальонов пять его рисунков. Они выполнены под руководством итальянского мастера Д. Монтебелло в России и продаются на вечерах памяти Лиепы в Москве и Париже. Правда, первый тираж составил всего сто - сто пятьдесят медальонов.
Окончив Рижское хореографическое училище у В. Блинова, Марис Лиепа приехал в Москву, чтобы поучиться еще и в Московском хореографическом училище у Н. Тарасова. После его окончания в 1955 году он так и не вернулся на свою историческую родину и практически всю свою жизнь проработал в Москве. Здесь же он получил признание поклонников и свою известность выдающегося артиста балета.
Сразу после окончания училища Марис Лиепа пришел в труппу Театра имени К. Станиславского, где танцевал партию Лионеля в балете «Жанна Д’Арк», Феба, Конрада. Уже в этих партиях проявились главнейшие черты его таланта - сочетание великолепной техники с яркой выразительностью каждого движения. Работа молодого артиста обратила на себя внимание ведущих специалистов балета, и уже с 1960 года Лиепа становится членом коллектива Большого театра.
Мужчине-танцору трудно быть оригинальным: его партия чаще всего предопределена тем, что делает балерина. Танец Лиепы отличался какой-то особой мужественностью. Он всегда чувствовал себя на сцене уверенно и потому вел танец как-то по-особенному, решительно, мощно. Лиепу и воспринимали на сцене как мужчину, а не как технического исполнителя, ассистента прима-балерины. Его движения всегда выделялись законченностью, отточенностью каждого жеста и в то же время плавностью, особой элегантностью. Не отличаясь большим ростом, он запоминался своеобразной игровой манерой исполнения. Поэтому и его Красс в знаменитом балете А. Хачатуряна «Спартак», поставленном Ю. Григоровичем, считается лучшим.
Марис Лиепа танцевал многие ведущие партии в балетах Большого театра. Под руководством Ю. Григоровича в 1965 году артист подготовил такие замечательные партии, как Альберт, Дезире, Ромео, Ферхад, которые стали украшением спектаклей. Танцевал Вронского и Каренина в балете «Анна Каренина», который ставили М. Плисецкая, Н. Рыженко и В. Смирнов-Голованов, исполнял партию Базиля и Черта в балете «История солдата», балетмейстера Суве. В сорок лет Лиепа блестяще танцевал партию принца Лимона в детском балете Хачатуряна «Чиполлино», который в 1977 году поставил балетмейстер Г. Майоров.
С 1963 по 1980 год Марис Лиепа преподавал в Московском хореографическом училище. Он выезжал и в другие страны, где давал мастер-классы, например, в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине и др. Приобретенный опыт расширил возможности артиста. В конце шестидесятых годов он уже выступает как балетмейстер. Первая постановка оказалась достаточно сложной, поскольку предстояло восстановить балет русского артиста, балетмейстера и педагога начала ХХ века М. Фокина. Однако Марис Лиепа блестяще справился со своей задачей и этим спектаклем продемонстрировал не только талант балетмейстера, но и твердую волю, и неплохие организаторские качества. Кроме того, в своем новом балете «Видение розы», который Лиепа поставил в 1967 году, он исполнил и ведущую партию. Позже, в 1979 году, в Днепропетровском театре он ставит не менее сложный спектакль «Дон Кихот». В дальнейшем он еще больше расширит сферу своей деятельности и займется постановками танцев в драматических спектаклях.
Особое место в творческой биографии М. Лиепы занимало кино. Вначале он снимался только в фильмах-балетах - «Гамлет», «Спартак», «Галатея», а потом и в художественных фильмах. Нежный, трогательный и вместе с тем суровый образ отца он создает в картине «Юность Бемби».
Дети Лиепы тоже пошли по стопам отца и стали известными танцовщиками. Кроме того, они унаследовали от своего знаменитого отца его увлечение кино. Сын Мариса Лиепы, Андрис, не прекращая своей балетной деятельности, снялся, например, в игровом фильме «Короткое дыхание любви» о бывшем офицере-афганце. Дочь Мариса, Илзе Лиепа, также стала известной балериной и с успехом снимается в кино.