Козловский Иван Семёнович
Иван Семёнович Козловский (11 (24) марта 1900 г. - 21 декабря 1992 г.), русский советский оперный и камерный певец (лирический тенор), народный артист СССР.
В многочисленных легендах, которые создаются вокруг каждого артиста, обычно присутствует слово «случай». Именно он помогает им внезапно оказаться на вершине славы. Чаще всего такие легенды не имеют под собой никаких оснований, но с Козловским произошло именно так. Только благодаря случайности он появился на большой оперной сцене в 1922 году. Это было трудное послевоенное время, когда только-только начала налаживаться жизнь и возобновили работу оперные театры, в том числе и Полтавская опера.
Неожиданно один из артистов, исполнявший партию Герцога в опере Дж. Верди «Риголетто», в середине спектакля отказался петь и потребовал увеличения гонорара. Поскольку это означало, что вся остальная труппа останется без денег, директор театра распорядился пригласить Козловского, который иногда выступал в оперных спектаклях, продолжая одновременно служить в одной из воинских частей. Козловский не только блестяще довел до конца спектакль, но и стал ведущим тенором Полтавской оперы.
Иван Козловский родился неподалеку от Киева в старинном селе Марьяновка. Вся его семья славилась красивыми голосами. Поэтому естественно, что, поступив в школу, Иван стал солистом хора. Учитель пения С. Заенко, получивший образование в Киевской консерватории, вскоре понял, что мальчик от природы наделен необыкновенным голосом. Он начал давать ему отдельные уроки, причем не только пения, но и хорового дирижирования. Уже в шестом классе Козловский при необходимости заменял своего наставника на уроках.
После окончания школы в 1916 году он поступил в Киевский музыкально-драматический институт. Классом пения в нем руководила известная оперная певица Е. Муравьева. Она разработала специальную методику занятий с Козловским, и уже через год студент второго курса стал солистом самодеятельной оперной труппы при Киевском народном доме, которой руководил известный украинский дирижер А. Кошиц. Он также начал заниматься с Козловским дирижерским искусством и драматической постановкой оперных партий. Сам певец позже признавал, что за четыре года, проведённых в Киеве, он закончил два института: один у Муравьевой, другой у Кошица.
В 1920 году Козловский с отличием окончил институт и получил распределение в труппу Киевского музыкального театра. Однако он не смог принять предложение, поскольку был призван в армию и направлен в воинскую часть, расквартированную в Полтаве. Чтобы не потерять форму, Козловский начал петь в хоре местного оперного театра, где вскоре неожиданно и стал ведущим солистом. Для своей премьеры - партии Синодаллы в опере А. Рубинштейна «Демон» - ему даже пришлось привести в театр своего коня, на котором в прологе он выезжал на сцену.
В начале 1924 года в Полтаве появился известный оперный режиссер Э. Юнгвальд-Хилькевич. Он был поражен голосом Козловского и пригласил молодого артиста в Харьков, где руководил труппой оперного театра. Узнав, что Козловский все еще продолжает служить в армии, режиссер отправился в Киев и добился, чтобы певца отпустили с военной службы.
Закончив сезон в Полтаве, Козловский переехал в Харьков, где стал солистом оперного театра. Он надеялся, что здесь сможет спокойно работать и совершенствовать свои театральные способности. Однако судьба распорядилась по-иному. Всего через полгода большая часть харьковской оперной труппы получила назначение в Свердловск, где было решено открыть оперный театр. Козловский принял предложение и вместе с Юнгвальд-Хилькевичем отправился в Свердловск.
Ещё в Полтаве на одном из спектаклей Козловского услышал оказавшийся проездам в городе нарком просвещения А. Луначарский. Он понял, что молодой певец обладает огромными возможностями. Вернувшись в Москву, Луначарский отправил Козловскому приглашение на прослушивание для поступления в труппу Большого театра. Козловский блестяще прошел творческий конкурс, но из-за интриг ведущих солистов тенорного репертуара не был принят в труппу.
Молодой певец вернулся в Свердловск, где начал свои выступления с премьеры в опере Ж. Бизе «Кармен». Первый сезон в Свердловске оказался очень напряженным, поскольку Козловскому пришлось выступать практически во всех спектаклях. Он не только пел большие партии, но и исполнял эпизодические роли, например, Владимира Игоревича в опере А. Бородина «Князь Игорь».
Работая в Свердловске, Козловский и не подозревал, что его выступление в Москве не забыто. Однажды он получил письмо от В. Немировича-Данченко, который приглашал певца в гастрольную поездку со своей оперной труппой по странам Европы, а затем по США. Но Козловский не мог бросить свои выступления в Свердловске, поскольку знал, что заменить его будет некем и спектакли с его участием придется снять с репертуара. Поэтому он отказался от предложения Немировича-Данченко, но тот все же добился перевода Козловского в Москву, где тот и был принят в труппу Большого театра.
Уже в первый московский сезон Козловский выступил сразу в трех больших партиях - Альфреда в «Травиате», Герцога в «Риголетто» и Владимира в «Дубровском». А на следующий год состоялся дебют Козловского в новом качестве. Он выступил как режиссер-постановщик оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта».
Постепенно к Козловскому перешел весь теноровый репертуар, и он стал дублером примы театра Л. Собинова. Однажды ему пришлось заменять Собинова прямо по ходу спектакля и даже надеть парик великого артиста. Пик же известности Козловского наступил в 1927 году, когда В. Лосский, ставивший оперу М. Мусоргского «Борис Годунов», уговорил певца взяться за маленькую, казалось бы эпизодическую партию Юродивого.
Козловский не просто предложил собственную трактовку этой роли, но сделал Юродивого одним из важнейших персонажей оперы. Этот образ стал своеобразным символом сложных отношений времени, где царствуют обман, лесть и ложь. Внешне уродливый, ущербный человек, казалось бы, никому не нужный, видит и понимает гораздо больше главных персонажей, сохраняя при этом духовную цельность и какую-то особую доброту к людям.
Козловский пел не только в опере, он продолжал выступать с концертами, организовал Государственный ансамбль оперы, где участвовали крупнейшие певцы Большого театра - А. Нежданова, Н. Ханаев, а также дирижер Н. Голованов. Всего за два сезона 1939-1940 годов Козловский осуществил ряд оперных постановок в концертном исполнении. Это были редко идущие на театральных сценах произведения - «Орфей» В. Глюка, «Вертер» Ж. Массне, «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова.
Осенью 1941 года должна была состояться премьера никогда не шедшей на русской сцене оперы И. Стравинского «Царь Эдип». Музыкальным руководителем постановки был С. Прокофьев. Но довести работу до конца Козловскому помешала война. Он не поехал в эвакуацию, а с небольшой труппой остался в Москве, где продолжались спектакли. Уже в начале 1942 года Козловский вместе с группой артистов отправился на фронт, а День Победы он встретил большим концертом, поставленным им на сцене Большого театра.
Кроме сценической деятельности. Козловский много занимался с начинающими певцами. Уже после ухода из Большого театра по возрасту он помогал готовить вокальные партии солистам оперы Б. Покровского. До последних дней жизни Козловский не прекращал концертной деятельности. Его долголетие как певца было совершенно удивительным.
Сейчас кажется невероятным, что артист такого масштаба ни разу не покидал пределов СССР. Но это так, хотя известность Козловского далеко перешагнула границы его родины. О его мастерстве восторженно отзывались такие великие певцы, как Э. Бандровска-Турска, Тито Скипа и другие.