Колмановский Эдуард Савельевич
Эдуард Савельевич Колмановский (9 января 1923 г. - 27 июля 1994 г.), советский и российский композитор, народный артист СССР.
Колмановский родился в Могилеве, но детство его прошло в Москве, куда переехала семья, когда Эдуарду исполнилось шесть лет. Он вырос в старом арбатском доме, стоящем прямо напротив знаменитого театра. Музыкальные способности мальчика заметила тетка - актриса театра имени Вахтангова, которая часто приводила Эдуарда на репетиции и спектакли.
В 1936 году Колмановский поступает в музыкальную школу при училище имени Гнесиных. Закончив ее, он продолжил образование уже в самом училище по классу фортепиано у О. Гнесиной. Она и посоветовала ему заняться композицией. Позже Колмановский поступает в Московскую консерваторию. Он занимается классической музыкой и поэтому считает себя композитором-академистом.
Дипломная работа композитора - «Концерт для альта» - определила направление первого периода его творчества. В начале пятидесятых годов он создал цикл из трех сюит для симфонического оркестра – «Лирическая», «На греческие темы» и «Славянская». В них проявляется тонкое чувство стиля и умение сохранить неповторимый дух фольклорного первоисточника.
После окончания консерватории Колмановский начинает работать редактором музыкального вещания на радио. В 1954 году композитор впервые обратился к театральной музыке: написал сюиту для спектакля «Двенадцатая ночь», поставленного на сцене МХАТа. Он пишет несколько десятков романсов на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Р. Бернса, советских поэтов - К. Ваншенкина, И. Гофф, В. Орлова.
В конце пятидесятых годов Колмановский впервые обратился к песенному жанру. Толчком послужила необходимость - во время работы на радио ему приходилось перерабатывать музыку иностранных песен, приспосабливая ее к русскому тексту.
Одну из первых песен - «Я люблю тебя, жизнь!» - он написал на стихи поэта К. Ваншенкина для популярного киноартиста М. Бернеса. С этой песни и началась поистине всенародная популярность композитора. Песня прозвучала практически одновременно на радио и в телепрограммах. За ней последовали и другие, преимущественно лирические («Вы служите, мы вас подождем», «Бирюсинка»), отразившие романтику времени, настроение молодежи, отправлявшейся на целину и на Дальний Восток.
Постепенно в песенном творчестве композитора сформировалось два направления - лирическое и лирико-патриотическое. Причем Колмановскому пришлось долго доказывать, что и лирическая песня может оказывать не меньшее патриотическое воздействие. Одним из подобных произведений стала песня «Хотят ли русские войны?». Песня в исполнении Бернеса прозвучала на радио и вскоре стала своеобразным гимном Всемирного конгресса миролюбивых сил в Москве (1964). Тогда же она была переведена на все европейские языки, и ее запись в исполнении Г. Отса была подарена каждому участнику конгресса.
И все же подход Колмановского был настолько нетрадиционен, что новые песни вызывали постоянные придирки со стороны контролирующих инстанций. Иногда складывались совершенно нелепые ситуации. Так, на прослушивании песни «Журавленок» на стихи И. Гофф композитору было предписано снять фразу «Та сторона теплей, а родина милей». Принимавшие песню чиновники посчитали неуместным подобное сопоставление. Однако песню все же удалось выпустить в эфир. Она вошла в историю отечественной культуры благодаря исполнению М. Кристалинской.
В шестидесятые годы композитор пишет своеобразную сюиту из антивоенных песен - «Я вернусь к тебе, Россия!», «Алеша», «Мужчины». Чеканность ритма в сочетании с легко запоминающейся напевной мелодией придавали им особую выразительность.
В начале шестидесятых Колмановскому пришлось пережить личную трагедию: в автомобильной катастрофе погибла его жена Тамара, и он остался один с двумя сыновьями - Александром и Сергеем.
Большинство песен Колмановский писал для конкретных исполнителей. Для К. Шульженко была написана песня «Вальс о вальсе», ставшая своеобразной эмблемой позднего периода творчества певицы. Целый ряд песен был написан для В. Толкуновой. Любопытно, что песни Колмановского казались одинаково выразительными и при исполнении солистами, и при звучании в ансамблях, и во время интерпретации хором.
Колмановский не только продолжал традиции или открывал новые темы, он часто создавал и новые песенные формы. В частности, именно Колмановский ввел песню-диалог «Белая книга» («Диалог у новогодней елки»).
Особое место в его творческой деятельности занимают песни к театральным постановкам. Одной из самых известных работ стала музыка к спектаклю «Голый король», с которого началась деятельность московского театра «Современник». В конце шестидесятых годов композитор пишет мюзиклы – «Том Кенти» для Центрального детского театра, а также «Женский монастырь» и «Старые друзья» для Московского театра Сатиры.
С середины пятидесятых годов он плодотворно работает в кино. Первым опытом стала музыка к мультфильму «Ореховый прутик», снятому по мотивам словацких сказок. Композитор вновь обратился к фольклорному материалу и развил отдельные темы, взятые из своих ранних работ.
Впоследствии он писал музыку и к полнометражным картинам. Самыми известными его работами считаются фильмы «По семейным обстоятельствам» и «Большая перемена». Песня из последнего фильма «Мы выбираем» стала песенным дебютом на эстраде актрисы С. Крючковой.
Колмановский не был публичным человеком. Он неохотно отмечал юбилеи, редко устраивал авторские вечера. Хотя был прекрасным пианистом, он редко выступал на концертах, считая, что его основным занятием является сочинение музыки.