Караян Герберт фон
Герберт фон Караян (5 апреля 1908 г. - 16 июля 1989 г.), австрийский дирижер.
Среди выдающихся дирижеров Караян занимает свое особое место. И дело не только в его великолепном мастерстве, но и в том, что он поддержал славу Австрии как музыкальной державы, организовав знаменитый Зальцбургский фестиваль.
Герберт фон Караян родился в музыкальной семье, хотя его отец был не музыкантом, а известным в своей стране хирургом, который страстно любил музыку. Поэтому будущее своего сына он определил с самого рождения. Мечтая о том, чтобы сын стал известным музыкантом, Караян-старший решил обучать его игре на фортепиано начиная с четырех лет.
Герберт продолжил образование в зальцбургском музыкальном училище «Моцартеум», а затем в Академии музыки в Вене. Он очень хотел дирижировать, но болезнь сухожилий помешала ему продолжить карьеру дирижера, и вскоре он становится самым молодым в Германии директором оперного театра в Ульме. Со временем врачи помогли ему вернуться к любимому делу, и через несколько лет он снова смог встать за пульт.
Позже Караян переехал в немецкий город Ахен, где с 1934 по 1941 год руководил оперным и симфоническим оркестрами, став признанным мастером в Германии. Во время Второй мировой войны он получил высокий воинский чин, но, конечно, не принимал никакого участия в сражениях, и после войны комиссия союзников освободила его от обвинений в политическом сотрудничестве с нацистами. Правда, однажды, когда он приехал на гастроли в США, его встретили пикеты американских антифашистов.
В конце сороковых годов Караян становится дирижером Венского филармонического и Венского симфонического оркестров. В 1955 году он принимает значимое для себя решение и соглашается занять пост пожизненного директора Берлинской филармонии. В этой должности он проработал 35 лет и ушел в отставку из-за разногласий с членами оркестра.
Последний факт выглядит почти парадоксальным, поскольку под руководством Караяна оркестр Берлинской филармонии превратился в лучший коллектив мира. Но, вероятно, свою роль сыграла диктаторская манера маэстро, который в своем стремлении создать оркестр как единое целое не признавал индивидуальности каждого отдельного музыканта. Может быть, еще и поэтому Караяну удалось добиться невероятной силы звучания оркестра.
Любопытно, что, выступая с солистами, он дирижировал, обернувшись к оркестру спиной. Основное внимание при этом обращалось на певца. Дирижер как бы вынимал из него голос, заставлял его звучать сильнее и интереснее, чем предполагал сам исполнитель. По крайней мере, такое впечатление сложилось у русской певицы Е. Образцовой при работе с этим необыкновенным дирижером.
Многие певцы отмечали также особое изящество музыканта, его умение дирижировать с помощью неуловимых, мягких и в то же время материальных движений рук. Но все же главным оставалось умение Караяна так прочитать партитуру даже «заезженного» произведения, что оно звучало по-новому.
Начиная с 1951 года Караян стал заниматься очень важным делом - организацией Зальцбургских музыкальных фестивалей. Он хотел превратить Зальцбург, город Моцарта, в мировой центр музыки. Специально для выступлений Караян даже сшил себе национальный костюм. Он очень ответственно относился к этому делу и передал бразды правления фестивалем своему преемнику только за год до смерти. Не менее важным делом маэстро считал также свою программу по выявлению молодых талантливых дирижеров. Он основал специальный благотворительный фонд и регулярно проводил конкурсы дирижеров. Самые талантливые из них получали право на стипендию и стажировку в лучших оркестрах мира.
Караян словно стремился поспеть всюду и даже руководил с 1957 по 1967 год Венской государственной оперой. В 1977 году он вновь вернулся в этот театр. Известны и его блестящие записи произведений Бетховена (с М. Ростроповичем), Брукнера, Вагнера и Штрауса. Он участвовал также и в записях опер.
Увлечений у Караяна было достаточно много. Прежде всего, он обожал скорость и добивался остроты ощущений, совершая немыслимые виражи в воздухе на личном самолете или во время гонок на автомобиле.
Он также любил готовить для своих гостей. К нему часто приезжали знаменитые исполнители, которых он окружал своим вниманием: опекал их во время репетиций, а в часы досуга приглашал к себе домой, проявляя истинно австрийское гостеприимство.