Кальман Имре
Имре (Эммерих) Кальман (24 октября 1882 г. - 30 октября 1953 г.), венгерский композитор.
Имре Кальман начал заниматься музыкой поздно и вначале даже не предполагал, что будет музыкантом. Родители хотели, чтобы их сын стал юристом, и юноша поступил на юридический факультет Будапештского университета. Но здесь выяснилось, что ему больше нравится заниматься музыкой, чем юриспруденцией. К тому же у Кальмана обнаружились блестящие музыкальные способности.
Окончив первый курс университета, Имре поступил в Будапештскую музыкальную академию в класс известного пианиста Франца Кеслера. Весь следующий год он проучился одновременно в двух местах, но потом решил заниматься только музыкой. Родители были категорически против такого решения сына, считая музыку несерьезным занятием.
Но Имре проявил характер и настоял на своем. Ему даже пришлось уйти из семьи и самому зарабатывать на жизнь. Он писал музыку для куплетов и бульварных песенок, работал музыкальным критиком в газетах.
В 1906 году Кальману предложили написать музыку к спектаклю «Наследство Переслени». Вскоре в одном из будапештских театров прошла премьера, которую зрители приняли с восторгом. Однако через несколько дней австрийские власти запретили спектакль за его антиправительственную направленность. Как удалось выяснить, причиной запрета стало не только содержание пьесы, но и музыка Кальмана, которая, по мнению цензора, была чересчур насыщена венгерскими народными мелодиями.
Тем не менее, директор театра не захотел расставаться с молодым композитором и заказал ему оперетту «Осенние мотивы» на текст, написанный известным поэтом-либреттистом К. Баконем. Премьера спектакля в Будапеште стала триумфом композитора. Вскоре оперетта была поставлена в Вене, и это означало признание Кальмана как мастера этого жанра.
Если до этого он пробовал себя в разных музыкальных жанрах, писал симфоническую музыку, то теперь стал сочинять только оперетты. Кальман изменил традиционный жанр французской оперетты и превратил его из развлекательного в серьезный. Прежде всего, это коснулось сюжета. В опереттах Кальмана он был насыщен острыми поворотами и психологическими коллизиями. Стала сложнее и музыка, в которую композитор ввел развернутые монологи и дуэты.
Интересно, что Кальман считал своим учителем великого итальянского оперного композитора Джузеппе Верди, который создал сложную психологическую трагедию. В своей музыке Кальман впервые стал применять интермеццо - музыкальные вставки для характеристики героев и передачи их психологического состояния. По его мнению, все элементы спектакля должны были подчиняться музыкальному решению, что создавало единую тональность действия.
Творчество Кальмана находилось в самом расцвете, каждая его оперетта становилась событием, их мелодии распевали по всей стране, а песни из них становились шлягерами.
С 1920 года Кальман живет в Вене. Там были поставлены большинство его оперетт, которые с тех пор стали классическими. Такие его произведения, как «Сильва», «Принцесса цирка», «Графиня Марица», до сих пор не сходят со сцен ведущих театров мира.
После того как в 1938 году Австрию захватили фашисты, композитор переехал в Швейцарию, а с началом Второй мировой войны эмигрировал в США. Там в жизни Кальмана начался новый период. Он снова стал сочинять симфоническую музыку и написал несколько оперетт, в том числе «Марианна», «Аризонская леди», где использовал мотивы американского песенного фольклора.
«Аризонская леди» стала первой в истории опереттой, которая была предназначена для записи на грампластинки. Композитор написал не только музыку, но и дикторский текст, который делал действие более ярким и зрелищным. Кальман назвал этот жанр радио-опереттой.
В Америке у композитора были все условия для работы, однако его тянуло в Европу, и в 1948 году он переезжает в Париж. Там состоялась премьера его оперетты «Императрица Жозефина», где композитор в музыкальных образах пытался осмыслить историю.
Но он и сам остался в истории музыки как родоначальник новой венской оперетты. По сравнению с Оффенбахом и Штраусом его музыка отличалась психологической глубиной и реализмом. Таким образом, со времени Кальмана оперетта перестала быть чисто развлекательным жанром.