Каллас Мария
Мария Каллас (настоящее имя - Сесилия София Анна Мария Калогеропулос, 2 декабря 1923 г. - 16 сентября 1975 г.), греческая и американская оперная певица.
Одна из выдающихся певиц ХХ века Мария Каллас давно уже воспринимается как некое мифологическое существо, жившее в стародавние времена. На самом же деле она была практически нашей современницей, только прожившей непростую и, можно даже сказать, драматическую жизнь.
Необыкновенный талант Марии Каллас проявился ещё в раннем детстве. Несмотря на небольшой достаток, родители, греческие эмигранты, жившие в Нью-Йорке, решили дать ей певческое образование. В 1937 году вместе с матерью она приезжает на родину и поступает в одну из афинских консерваторий «Этникон Одеон» к известному педагогу Марии Тривелла.
Под её руководством Каллас подготовила и исполнила в студенческом спектакле свою первую оперную партию - роль Сантуццы в опере «Сельская честь» П. Масканьи. Столь знаменательное событие произошло в 1939 году, который стал своеобразным рубежом в жизни будущей певицы. Она переходит в другую афинскую консерваторию «Одеон Афион», в класс выдающейся колоратурной певицы испанки Эльвиры де Идальго, которая завершила шлифовку голоса и помогла Каллас состояться как оперной певице, по её же рекомендации Каллас получает ангажемент в Афинскую оперу, где работает в 1942-1945 годах, постепенно начиная осваивать ведущие оперные партии.
Ведь в голосе Каллас заключалась гениальная «неправильность». В среднем регистре у неё слышался особый приглушенный, даже как бы несколько сдавленный тембр. Знатоки вокала считали это недостатком, а слушатели видели в этом особое очарование. Не случайно говорили о магии её голоса, о том, что она завораживает аудиторию своим пением. Сама певица называла свой голос «драматической колоратурой».
Открытие Каллас произошло 2 августа 1947 года, когда никому не известная двадцатичетырёхлетняя певица выступила на сцене театра «Арена ди Верона», самого большого в мире оперного театра под открытым небом, где выступали почти все величайшие певцы и дирижёры ХХ века. Летом здесь проводится грандиозный оперный фестиваль, во время которого и выступила в 194 7 году Каллас в заглавной роли в опере Понкьелли «Джоконда».
Спектаклем дирижировал Туллио Серафин, один из лучших дирижёров итальянской оперы. И вновь личная встреча определяет судьбу певицы. Серафин приглашает Каллас в венецианский театр «Ла Фениче», где под его руководством она исполняет заглавные партии в операх «Турандот» Дж. Пуччини и «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера.
Казалось, что в оперных партиях Каллас проживает кусочки своей жизни. Одновременно она отражала и женскую судьбу вообще, любовь и страдания, радость и печаль. Именно драматичность таланта Каллас притягивала к ней крупных художников ХХ века. Она снялась, например, у режиссёра Пьера Паоло Пазолини в фильме «Медея». Он очень интересно писал о манере игры актрисы: «Я видел Каллас, современную женщину, в которой жила древняя женщина, странная, магическая, с ужасными внутренними конфликтами». Поставив для Каллас «Сомнамбулу» В. Беллини, другой великий итальянский режиссёр - Л. Висконти - хотел, чтобы она сыграла в кино библейскую Сару.
Первоначально судьба певицы на сцене складывается весьма успешно. По совету Т. Серафина она исполняет партию Эльвиры в «Пуританах» В. Беллини, считавшуюся обычно одной из самых значимых в репертуаре колоратурных сопрано. Именно Каллас смогла возродить считающуюся необычайно трудной для певцов бельканто роль Анны Болейн в опере Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур».
Быстро осваивая все новые и новые партии, она выступает в Европе, Южной Америке, Мексике. Перечень ее ролей поистине невероятен - от роли Изольды в опере Вагнера и Брунхильды в операх Глюка и Гайдна до распространённых партий своего диапазона - Джильды, Лючии в операх Верди и Россини. Каллас называли возродительницей стиля лирического бельканто.
Примечательна её интерпретация роли Нормы в одноименной опере Беллини. Каллас считается одной из лучших исполнительниц этой роли. Вероятно, осознавая своё духовное родство с этой героиней и возможности своего голоса, она пела эту партию на многих своих дебютах - в «Ковент-Гарден» в Лондоне в 1952 году, затем на сцене «Лирик Опера» в Чикаго в 1954 и, наконец, в «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке в 1956 году.
В самом знаменитом театре мира - миланском «Ла Скала» - Каллас появилась в 1951 году, исполнив партию Елены в «Сицилийской вечерне» Джузеппе Верди. Именно на сцене этого театра были исполнены её самые знаменитые партии в «Медее» Л. Керубини, в «Весталке» Дж. Спонтини и в «Сомнамбуле» В. Беллини. Восторженные зрители наградили Каллас титулом «La Divina» - Божественная, который сохранился за ней и после смерти.
На протяжении семнадцати лет Каллас пела, практически не жалея себя. Она исполнила около сорока партий, выступив на сцене более 600 раз. Кроме того, она непрерывно записывалась на пластинки, делала специальные концертные записи, выступала на радио и телевидении.
В жизни у неё разворачивался роман с известным греческим миллиардером Аристотелем Онассисом. Они сходились и расходились, Каллас даже собиралась родить ребёнка, но не смогла его сохранить. Однако их взаимоотношения так и не закончились браком; во многом по расчёту Онассис женился на вдове президента США Дж. Кеннеди Жаклин.
Последнее десятилетие своей жизни Каллас прожила очень трудно. В 1965 году из-за постоянных нервных стрессов и перенапряжения она была вынуждена оставить сцену. Последние годы певица жила в Париже. У неё не было детей, она была чрезвычайно одинока и не хотела дожидаться старости.
В 1996 году в Париже была поставлена американская пьеса «Посмешище», где известная французская актриса Ф. Ардан сыграла М. Каллас перед самоубийством. Экранизация различных эпизодов из жизни певицы в фильмах «Мелодия Венского леса» и «Онассис» превратила её жизнь в легенду.
Интересно, что в России в память о величайшей певице и актрисе в 1996 году был устроен специальный концерт на сцене Большого театра, где известные исполнители спели самые выдающиеся партии из репертуара Каллас. В её честь играл композитор М. Теодоракис и танцевала И. Лиепа.