Горовиц Владимир Самойлович
Владимир Самойлович Горовиц (1 октября 1904 г. - 5 ноября 1989 г.), величайший русский и американский пианист.
Небольшая афиша, появившаяся летом 1986 года на стене Большого зала Московской консерватории, произвела впечатление разорвавшейся бомбы. И причиной всему было обозначенное на ней имя - Владимир Горовиц. Оно оказало магическое воздействие на любителей музыки, хотя последний раз Горовиц играл в России в 1925 году. Почему же о нем помнили даже спустя столько лет?
Будущий музыкант родился в небольшом украинском городе Бердичеве, но детство его прошло в Киеве. Еще тогда были замечены его уникальные способности, и после окончания гимназии он поступил в Киевскую консерваторию, где класс фортепиано вел известный педагог Феликс Блюменфельд.
В 1921 году Горовиц впервые выступил в сольном концерте. Уже тогда киевские газеты писали об уникальном стиле его игры, который один из журналистов окрестил «Пиротехническим». После концерта в Москве о молодом пианисте восхищенно отозвался композитор А. Скрябин. «Вы играете в цвете», - заявил юноше прославленный маэстро. Это была высокая оценка, поскольку Скрябин имел репутацию исполнителя-виртуоза.
Затем состоялась серия оглушительных по успеху концертов Горовица в Петрограде. Но время тогда было тяжелое, и, как и многие другие деятели русской культуры, музыкант выехал на гастроли в Европу. Это произошло осенью 1925 года. Он получил визу всего на шесть месяцев, а вернулся на родину через 60 лет.
В чем же заключается уникальность стиля Горовица?
Вероятно, прежде всего в редком сочетании блистательной техники и поистине взрывного темперамента. Он не просто играет то или иное произведение, а проживает его вместе со слушателями.
После триумфального трехлетнего турне по городам Европы Горовиц, в отличие от других представителей русской культуры, отправился в США. В 1928 году состоялся его дебют в этой стране на сцене прославленного Карнеги-холла, где вместе с Нью-Йоркским филармоническим оркестром он сыграл Первый концерт Чайковского. И сыграл так, что один из журналистов написал: «Это не человек. Если бы я не видел его игры, то не предполагал бы, что такое вообще возможно. Похоже, что Горовиц спустился с небес».
С этого времени пианист поселился в США, но ежегодно совершал концертное турне по странам Европы. Он играл с крупнейшими дирижерами, но особенно дружеские отношения у него сложились с Артуро Тосканини. В 1933 году Горовиц женился на дочери великого дирижера Ванде. Они прожили долгую и счастливую жизнь, объехав практически весь мир. Но Горовиц неизменно возвращался в свою квартиру в Манхэттене.
На всю жизнь маэстро сохранил несколько старомодные привычки. Он любил одеваться в длиннополое пальто и мягкую черную шляпу. На прогулки выходил ежедневно и всегда один - чтобы не отвлекаться на разговоры. Даже жене не разрешалось сопровождать его в это время.
Любопытно, что время от времени Горовиц прерывал концертную деятельность для отдыха и размышлений на четыре-пять лет. Эти периоды музыкант использовал и для совершенствования техники, поскольку на протяжении многих лет страдал болезнью суставов рук.
Однажды врачи даже запретили ему играть совсем, но он не согласился с их приговором и доказал, что упражнениями можно победить болезнь. Однако в 1953 году болезнь все же заставила его на время прекратить выступления. Горовиц вернулся на эстраду в 1965 году и доказал, что и в этом возрасте его руки сохранили гибкость, а сам он не утратил молодого задора. В январе 1978 года музыкант отметил 50-летнюю годовщину своего дебюта в США концертом в Карнеги-холле с известным дирижером Юджином Орманди.
Вся жизнь прославленного маэстро шла по тщательно распланированному графику. Он играл только на собственном рояле, который специально для него был изготовлен всемирно известной фирмой «Стейнвей».
Свои концерты Горовиц всегда устраивал в воскресные дни и начинал их в четыре часа дня, поскольку полагал, что в более позднее время публика будет утомленной и не сможет достаточно тонко воспринимать его игру. В перерывах между отделениями он всегда отдыхал, поэтому в артистической уборной должен был стоять диван. Правда, в его жизни находилось место и современной культуре. Так, он несколько раз посещал молодежные дискотеки, а после изобретения видеомагнитофона стал его горячим приверженцем. Горовиц так любил смотреть видеофильмы, что просил устанавливать видеотехнику во всех апартаментах, где ему приходилось жить.
Примечательно, что очень долго он ощущал себя русским человеком. Только в 1942 году пианист обратился с просьбой о предоставлении ему американского гражданства.
Он неоднократно заявлял о том, что не хочет посещать Советский Союз, но приехать в Россию считает своей обязанностью. Вот почему, как только между двумя странами было заключено соглашение о культурных обменах, Горовиц немедленно отправил в Москву своего импресарио Питера Гелба для переговоров о возможности выступления в Москве. При этом пианист специально оговорил, что не хочет никакой шумной рекламы, и запретил называть его «Послом мира».
Только после того, как Гелб убедился в том, что советская сторона предоставляет маэстро возможность путешествовать в его обычной манере, Горовиц приехал в Москву. Для него были отведены апартаменты, которые обычно занимает посол Соединенных Штатов, - парадная резиденция Спасо-Хаус. К столу маэстро на самолете из Италии доставляли свежую спаржу, а из Англии – морские деликатесы.
Любопытно, что Горовица встречала в Москве его племянница, которая жила в Харькове и в течение многих лет скрывала самый факт существования столь известного родственника. Музыкант тепло встретил свою родственницу, и она стала сопровождать его во время визита в Москву.
Кроме столицы, Горовиц посетил Клин, поскольку счел необходимым побывать в доме, где жил Чайковский, а также пришел на Арбат в Музей-квартиру А. Скрябина, где играл для великого композитора шесть десятилетий назад. Там Горовица приветствовала дочь Скрябина, она помнила тот исторический визит.
Концерт маэстро в Большом зале консерватории транслировался по телевидению на весь мир, а также записывался с помощью самой современной аппаратуры, присланной фирмами «Коламбиа» и «Дойче граммофон». На репетицию, которую Горовиц провел накануне концерта, он распорядился пропустить студентов Московской консерватории, причем специально оговорил, что не хочет, чтобы им продавали билеты.
После отъезда из России Горовиц предпринял концертное турне по странам Европы. Он продолжил записывать свои произведения для различных фирм.
Однако посещение Москвы маэстро всегда выделял среди других своих поездок, считая его блестящим завершением своей исполнительской карьеры. Он играл почти до последних дней жизни и прекратил выступать лишь тогда, когда руки перестали ему подчиняться.