Годунов Александр Борисович
Александр Борисович Годунов (28 ноября 1949 г. - 18 мая 1995 г.), русский и американский танцовщик и актер.
Судьба Александра Годунова характерна для того поколения молодых людей, становление которых пришлось на период застоя. Они яростно хотели самоутвердиться, но это воспринималось как непозволительное вольнодумство. И всё-таки Годунову удалось преодолеть обстоятельства, и его творческая биография состоялась.
Он родился в Южно-Сахалинске, но вырос в Риге, куда переехали его родители, поступил в Рижское хореографическое училище, где учился в одном классе с М. Барышниковым. Здесь его педагогами стали известные в прошлом артисты балета А. Капралис и А. Экис.
Талантливый юноша очень быстро набирал мастерство, и уже на последнем курсе училища его пригласили в ансамбль «Молодой балет», а с 1968 года он стал солистом этого коллектива. В Москве первым педагогом Годунова стала И. Тихомирова, бывшая некогда солисткой Большого театра.
Молодой танцовщик также занимался с известным хореографом и педагогом А. Мессерером. Вместе с ансамблем он поехал и на первые гастроли - в Австралию. А через два года Годунова приглашают в Большой театр, где его педагогом становится известный танцовщик А. Ермолаев, который вел в Большом театре класс мастеров. Позже западные критики будут с восхищением писать о балетной технике русского артиста.
Годунов пришел в Большой театр в то время, когда на его сцене блистали такие мастера, как В. Васильев, М. Лиепа, еще не ушел со сцены М. Лавровский. Партнерша по сцене балерина Л. Власова стала его первой женой. Они выступали вместе в «Весне священной» И. Стравинского, затем в балете Р. Щедрина «Любовью за любовь».
Несколько лет Годунов был любимым танцовщиком Ю. Григоровича. Вместе они готовили партию Тибальда в новой постановке балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Этот спектакль стал последней работой Годунова в Москве.
Нельзя сказать, что артиста в чем-то обходили. В его репертуаре были ведущие партии мужского репертуара: Зигфрид в «Лебедином озере», Юноша в «Шопениане», Любимый в балете «Одаренность». Он танцевал Вронского в «Анне Карениной», Базиля и Хосе в «Кармен-сюите», Юношу в балете «Гибель розы». В последних двух постановках Годунов был партнером М. Плисецкой. Талантливый артист создал на сцене Большого театра множество запоминающихся образов, и среди них Спартака в балете «Спартак», Альберта в «Жизели», Ивана Г розного в балете «Иван Грозный». Зал рукоплескал его Солору в «Баядерке» и Паганини в одноименном балете.
Годунов проявил себя как артист редкой одаренности. Ему были одинаково доступны произведения классического наследия и современного репертуара. Техническое совершенство исполняемых им партий дополнялось его драматическим талантом. Он обладал эмоциональной чуткостью и умением придать классическим образам остросовременное звучание. В 1973 году Годунов получил первую премию на международном конкурсе артистов балета в Москве.
И тем не менее артист постоянно испытывал чувство внутренней неудовлетворенности. Он понимал, что век танцовщика недолог, а выходить на сцену приходилось всего несколько раз в месяц. Жажда самореализации не давала покоя, и Годунов расширяет сферу своей деятельности: начинает сниматься в теле-балете «Московская фантазию» (1972), кинофильме-балете «Анна Каренина» (1975), участвует в телевизионной постановке балета «Кармен-сюита» (1978).
С Большим театром Годунов часто выезжал на гастроли в разные страны. В конце шестидесятых годов он впервые побывал в Америке. Но в 1976 году Годунов вдруг стал «не выездным». Два года его никуда не выпускали. Наконец он не выдержал и написал письмо Ю. Андропову, тогдашнему председателю КГБ. Неизвестно, помогло ли оно, но артиста выпустили на гастроли во Францию. А в 1979 году вместе с труппой Большого театра Годунов снова приехал в США.
Он с успехом выступал в Нью-Йорке. 19 августа состоялся его последний спектакль, а после него Годунов исчез. Вскоре стало известно, что он попросил у американских властей политического убежища. Может быть, причиной столь решительного поступка стала неуверенность Годунова в своем будущем и стремление к независимости. Его жена Л. Власова отправилась за вещами в гостиницу. Но там ее уже ждали.
Оказанное психологическое давление сыграло свою роль, и Власова потребовала отправить ее в Москву. Однако американские власти пытались в свою очередь оказать давление на жену артиста и задержали вылет самолета. Целых два дня продолжалось своеобразное противостояние. В течение всего этого времени артисты вынуждены были сидеть в самолете, дожидаясь исхода дела. Наконец после публичной встречи супругов Власовой разрешили покинуть США, и самолет с труппой Большого театра взял курс на СССР. Л. Власова еще несколько лет танцевала на сцене Большого театра.
Первые три года эмиграции Годунов танцевал в труппе «Американ Бэллет Тиэтр» вместе с М. Барышниковым. Но два столь крупных танцовщика не могли долго работать вместе. Поэтому Годунов покинул труппу и стал работать в различных зарубежных коллективах. Вскоре он получил престижную премию имени Вацлава Нижинского. Несколько раз Годунов пытался создать собственную труппу, но ни одна попытка не привела к успеху. И уже в 35 лет он перестал танцевать.
Незадолго до этого Годунов познакомился со знаменитой киноактрисой Жаклин Биссе и с ее легкой руки начал сниматься в кино. С большим успехом в американском прокате прошёл первый фильм с участием Годунова «Свидетель» (1985). За ним последовали другие картины - «Как в бездонную бочку» (1986), «Крепкий орешек» (1988), «Умри жуткой смертью» (1992). Большой драматический талант Годунова помог ему сделать и кинематографическую карьеру. Он играл на равных со многими известными актерами Голливуда и, в частности, с будущей голливудской звездой Брюсом Уиллисом.
В 1987 году Годунов получил американское гражданство. Так прошло семь лет, и столько же времени продолжалось семейное счастье танцовщика. Их с Биссе считали одной из лучших пар Голливуда. Но неожиданно произошел разрыв. Тогда назывались разные причины, но ведь каждая несчастливая семья несчастлива по-своему ...
Сам Годунов говорил о годах, прожитых с Жаклин, как о лучших в своей жизни. Это похоже на правду, потому что после развода он начал пить, и вскоре его кинокарьера пошла по наклонной. В 1995 году Годунов приехал в Россию, побывал в Риге, где живет его брат, посетил московских друзей. А всего через несколько месяцев после возвращения в США случилась неожиданная смерть от сердечного приступа.