Гаврилин Валерий Александрович
Валерий Александрович Гаврилин (17 августа 1939 г. - 28 января 1999 г.), советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам.
«Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Меня постоянно свербит боль: поймут ли?» - эти слова В. Гаврилина кажутся напрасной тревогой: его музыку не просто понимают, её любят, знают, изучают, ею восхищаются, ей подражают. Триумфальный повсеместный успех его «Русской тетради», «Перезвонов», балета «Анюта» - подтверждение тому.
Секрет этого успеха не только в редкостном, уникальном таланте композитора, но и в том, что люди нашего времени истосковались по такой именно музыке - доверительно простой и ошеломляюще глубокой. В ней органично сплавлено подлинно русское и общечеловеческое, истины древности и самые болевые вопросы современности, юмор и печаль, и та высокая духовность, что очищает и насыщает душу. Гаврилин в высшей степени наделён редким, горьким и святым даром истинного художника - способностью чувствовать чужую боль, как свою...
В Вологде, где он родился 17 августа 1939 года, начался его трудный, но яркий и самобытный путь в искусстве. Гаврилин писал: «Вологда для меня - это место, где я впервые познакомился с жизнью во всех её проявлениях. Я сочиняю и живу только тем, чем я напитался, будучи в детстве в своём родном крае».
Для Гаврилина, как для тысяч его сверстников – «подранков», детским садом была война. «Первыми песнями в моей жизни были крики и плач женщин, получавших похоронки с фронта», - скажет он позже, уже взрослым. Когда ему было два года, умер его отец. Погиб на фронте. Вскоре арестовали мать, и Валерия Гаврилина отправили в детский дом, под Вологду.
В 1953 году туда приехал педагог Ленинградской консерватории, доцент И. М. Белоземцев. Ему показали удивительного мальчика, который, не зная ещё толком нот, сочиняет музыку! И судьба Валерия круто изменилась. Вскоре из Ленинграда пришёл вызов, и четырнадцатилетний подросток уехал. Его первым учителем музыки была Т. Д. Томашевская. Благодаря её настоятельным просьбам в 1953 году было получено разрешение матери Гаврилина на его обучение в специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории, а затем, с 1958 года, и в самой консерватории. Его приняли в 7 класс специальной музыкальной школы-десятилетки при Ленинградской консерватории.
Первые несколько лет он обучался в классе кларнета, а параллельно шли занятия композицией в классе С. Я. Вольфензона и фортепиано в классе Е. С. Гугель.
Учился Гаврилин с упоением. Вместе со своими сверстниками, Ю. Темиркановым, Ю. Симоновым, переиграл все сонаты и симфонии И. Гайдна, Л. Бетховена, все новинки Д. Шостаковича и С. Прокофьева, какие удавалось достать, старался услышать музыку, где только возможно.
В Ленинградскую консерваторию Гаврилин поступил в 1958 г. в класс композиции О. Евлахова. Сочинял много, но на 3 курсе неожиданно перешёл на музыковедческий факультет и серьёзно занялся фольклором. Ездил в экспедиции, записывал песни, пристально вглядывался в жизнь, вслушивался в говор деревенских людей, знакомый ему с детства, старался постичь их характеры, мысли, чувства. Это была напряжённая работа не только слуха, но и сердца, души, ума.
Именно тогда, в этих разорённых войной, нищих северных деревушках, где почти не было мужчин, вслушиваясь в женские песни, пронизанные неизбывной печалью и неистребимой мечтой об иной, прекрасной жизни, Гаврилин впервые осознал и сформулировал для себя цель и смысл композиторского творчества - соединить достижения профессиональной музыкальной классики с этими бытовыми, «низкими» жанрами, в которых таятся сокровища истинной поэзии и красоты.
Гаврилин написал интересную и глубокую работу о народно-песенных истоках творчества В. Соловьёва-Седого и в 1964 году закончил консерваторию как музыковед-фольклорист по классу Ф. Рубцова. Однако и сочинения музыки он не оставлял, на последних курсах написал 3 струнных квартета, симфоническую сюиту «Тараканище», вокальный цикл на стихи В. Шефнера, 2 сонаты, шуточную кантату «Мы говорили об искусстве», вокальный цикл «Немецкая тетрадь» на стихи Г. Гейне. Этот цикл был исполнен в Союзе композиторов, тепло встречен слушателями и с тех пор вошёл в постоянный репертуар многих вокалистов.
С сочинениями Гаврилина познакомился Шостакович и настоятельно посоветовал ему поступать в аспирантуру. Сдав экстерном все экзамены за композиторский факультет плюс вступительные, Гаврилин стал аспирантом. В качестве дипломной работы он представил вокальный цикл «Русская тетрадь». А в конце 1965 года в ДНИ декады ленинградского музыкального искусства в Москве это сочинение впервые прозвучало на последнем концерте и произвело настоящий фурор!
Молодого, никому не известного композитора называли «музыкальным Есениным», восторгались его талантом. Кроме столь активной композиторской деятельности с 1965 по 1974 год он занимается педагогической деятельностью в музыкальном училище при Ленинградской консерватории, ведёт класс композиции.
В 1967 г. он был удостоен Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки, став самым молодым в стране лауреатом этой высокой награды.
После такого триумфального успеха и признания молодому композитору было очень трудно создать следующее произведение столь же высоких художественных достоинств. На несколько лет Гаврилин как бы «уходит в тень».
Он пишет очень много и постоянно: это музыка к кинофильмам, театральным спектаклям, небольшие оркестровые сюиты, фортепианные пьесы. Друзья и старшие коллеги сетуют на то, что он не пишет музыки крупной формы и вообще сочиняет мало. И вот 1972 г. композитор приносит сразу 3 крупных произведения: оперу «Повесть о скрипаче Ванюше» (по мотивам очерков Г. Успенского), вторую «Немецкую тетрадь» на стихи Г. Гейне и вокально-симфоническую поэму на стихи А. Шульгиной «Военные письма». Годом позже появляются вокальный цикл «Вечерок» с подзаголовком «Из альбома старой женщины», третья «Немецкая тетрадь», а затем - вокально-симфонический цикл «Земля» на стихи А. Шульгиной.
В каждом из этих сочинений Гаврилин реализует своё творческое кредо: «Говорить со слушателем понятным для него языком». Он преодолевает пропасть, существующую ныне между музыкой эстрадной, бытовой и серьёзной, академической. С одной стороны, Гаврилин создаёт эстрадные песни столь высокого художественного уровня, что камерные и даже оперные певцы охотно исполняют их.
О песне «Два брата» выдающийся мастер Г. Свиридов пишет автору: «Изумительная вещь! Я второй раз слышу её и плачу. Какая красота, как свежа форма, как она естественна. Какие дивные переходы: в мелодии от темы к теме, от куплета к куплету. Это шедевр. Поверьте мне!» Классикой жанра стали песни «Любовь останется», «Сшей мне белое платье, мама» из кинофильма «В день свадьбы», очаровательная «Шутка».
С другой стороны, Гаврилин создаёт произведения крупной формы - сюиты, поэмы, кантаты с использованием приёмов современной эстрадной музыки. Адресуя свои произведения прежде всего молодёжи, композитор не упрощает «высокие» жанры классической музыки, а создаёт некий новый жанр, который музыковед А. Сохор назвал «песенно-симфоническим».
Огромную роль в творческой жизни Валерия Гаврилина играет драматический театр. Он написал музыку к 80 спектаклям, идущим в разных городах страны. Сам композитор считает полностью удавшейся работу только над четырьмя из них: «После казни прошу» в Ленинградском ТЮЗе, «С любимыми не расставайтесь» в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, «Три мешка сорной пшеницы»» в АБДТ им. М. Горького, «Степан Разин» в театре им. Е. Вахтангова. Последняя работа послужила импульсом к созданию одного из самых значительных произведений Гаврилина – хоровой симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина), удостоенной Государственной премии СССР. «Перезвоны» обрамляются двумя сочинениями, близкими по жанру: это <<Свадьба>> (1978) и <<Пастух и пастушка» (по прочтении В. Астафьева, 1983 г.) для солистов, хора и инструментального ансамбля. Все 3 сочинения, а также завершённая в 1967 году и впервые исполненная в 1987 году оратория «Скоморохи» (на стихи В. Коростылёва), написаны в созданном Гаврилиным жанре действа. Здесь сочетаются признаки оратории, оперы, балета, симфонии, вокального цикла, драматического спектакля. Вообще театральность, зрелищность, образная конкретность музыки Гаврилина так явственна, что подчас его вокальные циклы ставятся в музыкальном театре («Вечерок», «Военные письма»).
Совершенно неожиданным для самого композитора оказался его невероятный успех в музыке для балета. Режиссёр А. Белинский в отдельных оркестровых и фортепианных пьесах Гаврилина, написанных 10-15 лет назад, увидел, вернее, услышал балет на сюжет рассказа А. Чехова «Анна на шее». Гаврилин говорит об этом не без юмора: «Оказывается, сам того не зная, я уже давно пишу балетную музыку, да ещё помогающую воплотить на сцене чеховские образы. Но это не так уж удивительно. Чехов - мой любимый писатель. Ранимость, незащищённость, особенная деликатность его героев, трагизм неразделённой любви, чистая, светлая грусть, ненависть к пошлости - всё это мне хотелось отразить в музыке». Телебалет «Анюта» с блистательными Е. Максимовой и В. Васильевым имел поистине триумфальный успех, завоевал международные призы, его купили 114 телекомпаний мира! В 1986 году балет «Анюта» был поставлен в Италии, в неаполитанском театре Сан-Карло, а затем в Москве.
Продолжением творческого союза замечательных мастеров стал телебалет «Дом у дороги» по мотивам поэмы А. Твардовского, поставленный В. Васильевым. В 1986 году Ленинградский театр современного балета под руководством Б. Эйфмана показал балет «Подпоручик Ромашов» по повести А. Куприна «Поединок». В обоих произведениях, ставших заметными событиями нашей музыкальной жизни, проявились особенно явственно трагедийные черты музыки Гаврилина.
В марте 1989 года композитор закончил партитуру балета «Женитьба Бальзаминова» по А. Островскому, который уже нашёл своё киновоплощение в новом фильме А. Белинского.
Его музыка всегда несёт доброту и свет, о чём сам композитор сказал так: «Свет есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля! И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда».
Уже на ранних этапах творческого пути сложились основные особенности композиторского мышления Гаврилина направленность на демократическую аудиторию, театральность, программность, склонность к жанровым, образным и стилистическим смешениям - сочетанию высокого и низкого, озорной шутки и гротеска, банального и трагического, архаического и остросовременного. Свежесть музыки композитора во многом связана с опорой на фольклорные, в том числе «низкие» жанры (частушку, «страдания», жестокий и мещанский романс). В. Гаврилин, наряду с Г. Свиридовым и Р. Щедриным, был одним из представителей так называемой «новой фольклорной волны»; этика и эстетика его музыки близка прозе В. Распутина и В. Шукшина, В. Астафьева и В. Белова.
Большую часть жизни В. Гаврилин прожил в северной столице, но его связи с Вологдой никогда не прерывались – он писал музыку для спектаклей Вологодского драмтеатра, участвовал в I областной фольклорной конференции (1968), Международном Сергиевском конгрессе (1992), возглавлял жюри Областного конкурса композиторов-любителей (1981). В Вологде неоднократно проходили авторские концерты Гаврилина, последний - в Воскресенском соборе Кремля в апреле 1997 года.
Скончался композитор 28 января 1999 года.
Сразу после смерти композитора (28 января 1999 года, Санкт- Петербург) постановлением Губернатора Вологодской области была создана Комиссия по наследию В.А. Гаврилина.
Ежегодно в конце января в Вологде проходят Дни памяти Гаврилина. Экспозиции, посвящённые композитору, открыты в филиале Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Литература. Искусство. Век ХХ».