Френкель Ян Абрамович
Ян Абрамович Френкель (21 ноября 1920 г. - 25 августа 1989 г.), российский композитор.
Творчество Френкеля удивительно разнообразно: он писал камерную, вокальную, инструментальную музыку. Но особенной популярностью пользуются его песни.
Френкель родился в маленьком украинском городке Пологи и получил своё имя в честь известного эстонского революционера Яна Томпы, казнённого в 1918 году. Его отец был парикмахером, но всю жизнь увлекался музыкой. Сам он не смог получить профессионального образования, но сделал все возможное, чтобы сын стал настоящим музыкантом.
Когда мальчику исполнилось четыре года, отец начал учить его играть на скрипке, но у Яна были слишком слабые руки, и занятия пришлось отложить - мальчик стал обучаться игре на пианино.
В восемь лет он продолжил занятия на скрипке и под руководством отца стал так хорошо играть, что на него обратили внимание педагоги. К тому времени семья переехала в Киев. Ян поступает сразу в третий класс музыкальной школы, где занимается с известным скрипачом Я. Магазинером. Заметив у мальчика задатки виртуоза, тот начал готовить Яна к поступлению в консерваторию.
После окончания школы Френкель стал студентом сразу двух отделений Киевской консерватории – скрипичного и композиторского, где его наставником был украинский композитор Б. Лятошинский. Параллельно Френкель продолжал занятия с Магазинером, который и посоветовал выступать в ансамблях. Тогда он впервые осознал, что музыка может стать средством поддержки семьи.
Когда Френкель окончил третий курс, началась война. Он не подлежал призыву из-за возраста, поэтому вместе с другими студентами был направлен в Донбасс на сельскохозяйственные работы.
Только в начале 1942 года его призвали в армию. Окончив Оренбургское зенитное училище по краткосрочной программе в конце 194 3 года, Френкель попал на фронт, став командиром орудия.
Однако через - два месяца его тяжело ранило, и он оказался в госпитале. После курса лечения Френкель был признан непригодным для прохождения военной службы, но все же добился направления во фронтовой театр, находившийся на Карельском фронте.
Он попал в коллектив, которым руководили московские режиссёры А. Арнольд и Ф. Каверин, где ему пришлось не только играть на различных музыкальных инструментах, но и писать музыку для оформления спектаклей и концертов.
Театр постоянно концертировал, и Френкель оказывался в гуще происходивших на фронте событий. Впоследствии военные впечатления стали одной из главных тем его творчества.
После возвращения с фронта бригаду переформировали, и театр возглавила артистка Театра оперетты К. Новикова. Френкелю вновь пришлось обратиться к классической музыке: он выступал как аккомпаниатор, писал фортепьянные аранжировки известных опереточных арий.
С музыкальным коллективом Новиковой Френкель прошёл по фронтовым дорогам от Москвы до Праги. День Победы он встретил под Берлином, где бригада давала концерт в ставке маршала Г. Жукова.
Френкель продолжил концертную деятельность и после войны, ездил по разным городам, проявляя виртуозное умение игры на скрипке и аккордеоне.
В начале пятидесятых годов он поселяется в Москве и начинает работать как дирижёр эстрадного оркестра, выступает в ресторанах, в фойе кинотеатров. В то время на эстраде появились первые джазовые ансамбли, и Френкель начинает выступать в них в качестве пианиста.
Особое значение для него имела работа под руководством М. Фрумкина и Л. Олаха, который убедил его продолжить работу в качестве аранжировщика. Теперь он не только перекладывает для джаза популярные мелодии, но и помогает профессиональным композиторам как оркестровщик.
В конце пятидесятых годов Френкелю удаётся устроиться корректором в издательство Музыкального фонда. Он должен был готовить к печати партитуры произведений, авторами которых были известнейшие композиторы. Впоследствии он признавался, что работа с партитурами как бы помогла ему завершить музыкальное образование и окончательно сформироваться как композитору.
Тогда Френкель впервые начал сочинять собственную музыку. Он пишет оркестровые пьесы, вальсы, мазурки. Особой популярностью пользовалась комическая танцевальная сценка «Именины лисы».
Музыка Френкеля отличалась не только безупречным вкусом, но и тонким чувством возможностей каждого используемого инструмента. Его пьесы входят в репертуар известных коллективов, их исполняют оркестры под управлением Г. Рождественского, Л. Утёсова, Э. Рознера. В 1959 году Рождественский записал сюиту Френкеля на радио, и музыка композитора впервые прозвучала в эфире.
Своеобразным признанием известности Френкеля стало его участие в подготовке новой редакции Гимна СССР. Именно его вариант был принят комиссией и стал исполняться как гимн страны.
С 1960 года Френкель перестаёт работать в издательстве и полностью сосредотачивается на сочинении музыки, впервые обратившись к песенному жанру. Одна из первых, вскоре ставшая популярной песня «Солдаты» была написана на стихи К. Ваншенкина и прозвучала на радио в исполнении М. Бернеса. С неё началось сотрудничество композитора с популярным артистом кино.
Одна из лучших песен-баллад «Журавли» была написана на стихотворение Р. Гамзатова после незначительной переработки текста. Впоследствии Френкель продолжил намеченную линию в своём творчестве, написав ещё несколько баллад на стихи К. Ваншенкина, Я. Козловского, Ю. Левитанского, А. Поперечного.
Особенной популярностью до настоящего времени пользуется песня «Русское поле», написанная на стихи
И. Гофф, и в дальнейшем Френкель неоднократно обращался к стихам поэтессы.
Композитор считал, что киномузыка является составной частью драматургического решения картины. Поэтому он всегда настаивал на том, чтобы писать не отдельные фрагменты, а цельную сюиту.
Первым подобным опытом стала музыка к картине Э. Кеосаяна «Неуловимые мстители». Несмотря на просьбы режиссёра, композитор не стал использовать мелодику популярных революционных песен. Он сочинил собственную музыку, настолько точно отразив своеобразие времени, что впоследствии критики отказывались верить в то, что вся музыка в картине авторская.
На протяжении многих лет Френкель работал вместе с режиссёром Л. Марягиным. Они создали несколько картин, и для каждой Френкель выстроил музыкальный ряд на современных и лирических ритмах.
Иногда случалось так, что удачно найденная песня определяла стилистику всей картины. Так, услышав песню Френкеля «Калина красная», В. Шукшин не только пригласил композитора писать музыку, но и переделал почти готовый сценарий.
Френкель прекрасно проявил себя и как аранжировщик русской народной музыки. Воспользовавшись мелодиями народных песен, композитор создал оригинальный мелодический строй фильма.
В конце шестидесятых годов Френкель становится заместителем председателя Союза композиторов РСФСР. Тогда он впервые начинает выступать с сольными концертами, исполняя на них песни и музыкальные пьесы. Эти концерты проводились до последних дней жизни композитора.