Ферреро Вилли
Вилли Ферреро (21 мая 1906 г. – 23 марта 1954 г.), итальянский дирижёр.
Немногие из современных любителей классической музыки хорошо знают имя Вилли Ферреро, слава и успех которого в свое время были ошеломляющими, а творческая карьера - уникальной. Достоянием истории искусства стали не только творческая интерпретация шедевров музыкальной классики, но и легендарное дарование дирижёра. Сенсационный дебют семилетнего Вилли Ферреро состоялся в римском «Teatro Augusteo», где под руководством маленького дирижёра прозвучала Первая симфония Людвига вана Бетховена.
Вилли Ферреро родился в Портленде (США) семье страстных любителей музыки. Его отец работал в оркестре цирка и тем самым способствовал увлечению сына оркестровой музыкой. Уже в раннем детстве у ребенка обнаружились тонкий слух, музыкальность, богатое воображение, но главное феноменальная по объему и точности музыкальная память. Он мог безошибочно воспроизводить любое из множества услышанных оркестровых сочинений, что позволило ему уверенно чувствовать себя за дирижерским пультом, не зная нотной грамоты и не умея читать.
Но способность даже столь одаренного ребенка управлять большим симфоническим оркестром казалась невероятной. Публику потрясала творческая воля юного дирижёра, умение вести за собой оркестр и подчинять его своим художественным намерениям. А музыканты и критики с удивлением отмечали безукоризненное чувство ритма, изящество и выразительность жестов, искусную подачу вступлений, пауз, фермат, агогических и динамических оттенков.
Живой, шаловливый ребёнок на сцене преображался, превращаясь в настоящего Артиста. Каждый концерт с участием маленького Вилли становился сенсацией, завершаясь неслыханными овациями переполненных залов, осадами репортёров, восторженной прессой и спорами о допустимости такой эксплуатации уникального дарования чудо-ребенка.
Скептики распускали слухи о том, что чудо-ребёнок на самом деле взрослый карлик в детском бархатном костюмчике, или что оркестром скрыто управляет взрослый музыкант и т. п. Время расставило всё по своим местам, «маленький принц», «капельмейстер в коротких штанишках» превратился в замечательного мастера. Но огромное артистическое обаяние, исполнительский темперамент, особая «певучая» экспрессия дирижерского жеста останутся индивидуальными чертами исполнительского облика уже взрослого Вилли Ферреро.
Обладая немалым гастрольным опытом, в 13 лет Вилли Ферреро поступил в Венскую академию музыкального и сценического искусства, и в 1924 году блестяще окончил её по классам дирижирования и композиции у известного немецкого органиста и композитора - профессора Макса Спрингера. Вилли Ферреро теперь не только дирижёр, также автор симфонической поэмы и камерных инструментальных сочинений.
Закончив обучение, Ферреро переезжает в Милан. Став уже сформировавшимся зрелым музыкантом, он выступает как симфонический и оперный дирижёр, гастролирует по странам Европы. В репертуаре Вилли Ферреро произведения различных эпох и стилей, таких композиторов как Гектор Берлиоз, Людвиг ван Бетховен, Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Антонин Дворжак, Клод Дебюсси, Феликс Мендельсон, Ян Сибелиус, Камиль Сен-Санс, Морис Равель и др. Русская музыка в его программах была представлена именами Петра Ильича Чайковского, Модеста Петровича Мусоргского, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Анатолия Константиновича Лядова, Александра Порфирьевича Бородина, Александра Константиновича Глазунова.
Три поколения российской публики с неизменным восторгом принимали Вилли Ферреро. В 1913-1914 годах семи-восьмилетним ребёнком он выступал с лучшими оркестрами в обеих столицах Российской Империи, дирижируя трудными программами из произведений Людвига вана Бетховена, Александра Бородина, Жоржа Бизе и др. В 1936 году Ферреро приезжает в СССР уже зрелым мастером и с огромным успехом дает концерты в Москве, Ленинграде и Киеве. Последние концерты Вилли Ферреро в СССР состоялись в 1951 и в 1952 годах.
Среди грамзаписей Вилли Ферреро (чаще с Оркестром Итальянского радио в Турине, оркестром Национальной академии Санта Чечилия) его дебютная Первая симфония Бетховена, симфонические поэмы «Празднества Рима» Отторино Респиги, «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля» Рихарда Штрауса, «Болеро» Мориса Равеля, «Полёт шмеля» Николая Андреевича Римского-Корсакова, «Кикимора» Анатолия Константиновича Лядова и другие.
Ферреро работал с выдающимися итальянскими кинорежиссерами, записав музыку к фильмам «Земля дрожит» Лукино Висконти, «Похитители велосипедов» Витторио де Сики. С Лукино Висконти Ферреро сотрудничал и в нашумевшей театральной постановке «Ореста» Витторио Альфьериа. У знаменитого голливудского режиссера Орсона Уэллса он записывал музыку к фильму «Отелло».
Умер дирижёр в Риме в возрасте 48 лет от заболевания сердца.