Богословский Никита Владимирович
Богословский Никита Владимирович (1913 - 2004), советский и российский композитор, дирижёр, пианист, литератор. Народный артист СССР (1983).
Никита Богословский был и остается одним из самых известных композиторов в нашей стране. В свое время он написал такие популярные песни, как «Любимый город», «Спят курганы темные», «Темная ночь», которые люди поют до сих пор.
Богословский родился в Петербурге в родовитой дворянской семье. Его дед был камергером императорского двора, а отец - действительным статским советником. Конечно, мальчика и воспитывали соответствующим образом. Уже с четырех лет его начали учить музыке и французскому языку. Но если языком он занимался с удовольствием, то музыка поначалу вызывала у него отвращение. Правда, постепенно все изменилось. Никита не только учился играть, но и стал сочинять музыку. Свое первое музыкальное сочинение - а это был вальс, который он написал еще школьником, - Никита преподнес на день рождения дочери Леонида Утесова.
Родители, конечно, были рады, что мальчик так увлечен музыкой, и показали его известному композитору А. Глазунову. Тот сказал, что у Никиты есть способности и ему надо получить специальное образование. И тогда Богословский поступил в Ленинградскую консерваторию. Параллельно с учебой он занимался еще и с Глазуновым.
Дипломная работа молодого музыканта - оперетта «Как ее зовут», написанная совместно с московским драматургом Н. Адуевым, - была поставлена в Ленинградском театре оперетты, когда автору еще не исполнилось и двадцати лет.
После окончания консерватории Богословский в течение нескольких лет работал дирижером в Александринском театре. Он и впоследствии не раз становился за дирижерский пульт, когда исполнялась его собственная музыка или произведения других композиторов.
Но настоящая известность пришла к нему только после того, как он начал писать музыку для кинофильмов. Его дебютом на большом экране стала картина «Остров сокровищ» режиссера А. Вайнштока. Она вышла в 1937 году. В музыке к этой картине сразу же ярко проявилось умение Богословского улавливать стиль минувших эпох.
Композитор и в дальнейшем часто писал музыку в духе того или иного времени. Особенно ему удавались мелодии в романтическо-балладном стиле. Возможно, именно поэтому он писал музыкальное сопровождение для большинства экранизаций произведений Ж. Верна, выражая своей музыкой поэтику подвига и открытий. Его мелодии служили не только иллюстрацией происходящих на экране событий - они углубляли восприятие сюжета, придавая ему ритмичность и динамизм.
Богословский писал музыку и к другим, остросоциальным картинам, таким, например, как «Два бойца» (1943) и «Большая жизнь» (1946). Он утверждал, что никогда не писал по заказу. Очевидно, так и есть, потому что его мелодии очень часто критиковали. Люди, руководившие искусством, считали, что мелодии Богословского не соответствуют духу времени; композитора обвиняли в том, что он пропагандирует идеологически чуждую музыку. Но люди любили его песни и с удовольствием их пели.
Иногда композитор писал и на злобу дня. Так, его «Песенка извозчика» посвящалась первым строителям московского метро. Она стала еще более популярной после того, как ее исполнил оркестр Л. Утесова. В репертуаре оркестра эта песня находилась более пятидесяти лет.
Музыка Богословского звучит больше чем в 120 фильмах, но композитор никогда не забывал и другие жанры. Он написал около 50 оперетт, а также оперу «Василий Теркин». Но кино оставалось его неизменной любовью.
Многие кинорежиссеры считали Богословского своим постоянным соавтором. Так, на протяжении многих лет он работал вместе с М. Донским. Но особенно плодотворным был союз композитора с другим кинорежиссером – известным мастером комедии Л. Гайдаем.
Обычно композитор писал музыку до начала съемок. Гайдай же предложил Богословскому написать музыкальное сопровождение к уже готовым картинам. Поэтому композитору приходилось работать, рассчитывая каждую секунду звучания, чтобы добиться максимальной точности. Во время записи он сам дирижировал оркестром.
Но все же самой любимой своей работой Богословский считал песню «Почему ты мне не встретилась» из кинофильма «Разные судьбы», которую в картине исполняет Б. Фрейндлих.
Портрет Никиты Богословского будет неполным, если не сказать о его литературном творчестве. Он известен как прекрасный мемуарист, рассказчик и импровизатор. На протяжении нескольких лет Богословский вел юмористическую рубрику в «Литературной газете», регулярно публикуя там короткие рассказы о своих многочисленных знакомых.
Он известен и как мастер розыгрышей, которые тщательно готовит и продумывает. Может быть, поэтому сам он попадался на шутки друзей всего несколько раз. Розыгрыши Богословского иногда длились годами, так как он сочинял целую историю, которую последовательно проводил в жизнь, регулярно отправляя письма своим «Жертвам».
Богословский был женат два раза, и последний брак считал идеальным союзом. Его супруга тоже композитор, и теперь они вдвоем сочиняли песни.
Когда Богословский рассказывал о себе, о своих близких, у собеседника возникало какое-то удивительное ощущение сопричастности особому миру - доброму, веселому и очень интересному. И уже трудно оторваться от его спокойного и немного забавного лица. Как превосходный рассказчик, он знал, как удержать внимание собеседника. Его жестикуляция и сама манера поведения отличались каким-то особым изяществом. Он никуда не торопился, с удовольствием беседовал и рассказывал о той жизни, которая для многих из нас давно уже стала историей.
Н. В. Богословскому присвоены почетные звания народного артиста СССР (1983), народного артиста РСФСР (1978) и заслуженного деятеля искусств РСФСР (1968). Он награжден орденами "За заслуги перед Отчеством" IV степени (1998), Трудового Красного Знамени (1971), Красной Звезды (1946), французским орденом "За артистическую деятельность" (1978), болгарским орденом "Кирилл и Мефодий" I степени (1986), медалью имени А. В. Александрова (1986), а также 17 военными и гражданскими медалями. Полный кавалер знака "Шахтерская слава" (1966, 1968, 1973).
В 1976—1980 годах Н. В. Богословский являлся членом Правления Союза композиторов СССР, а с 1981 по 1985 год — членом Правления Союза кинематографистов СССР, Союза композиторов (1938), Союза кинематографистов (1958), Союза театральных деятелей (1984). С 1965 года был членом и Союза журналистов, однако вышел из него по собственной инициативе в 1984 году. Являлся Почетным президентом Ассоциации друзей Франции (1974).
Скончался 4 апреля 2004 года.