Бернес Марк Наумович
Марк Наумович Бернес (1911-1969), советский киноактёр и певец. Народный артист РСФСР. Лауреат Сталинской премии первой степени.
Известность пришла к Бернесу сравнительно поздно, только с начала 50-х годов, когда он все чаще и чаще стал выступать как исполнитель песен. И это несмотря на то, что к этому времени он сыграл уже 55 ролей в кино! Известность артиста быстро приобрела масштабы всенародной любви. Он стал символом поколения, которое победило в войне и вернулось к мирной жизни.
Марк Бернес родился в небольшом украинском городе Нежине. С раннего возраста у него проявились способности к декламации. В школьные годы будущего артиста даже прозвали «живой афишей» за то, что он почти ежедневно сообщал всем соседям о фильмах, которые шли в ближайшем кинотеатре.
Бернес окончил Харьковское театральное училище и несколько лет проработал актером театра сначала в Харькове, а затем и в Москве. Свою работу в кино он начал у известного режиссера Сергея Юткевича, который в конце тридцатых годов пригласил Бернеса в картину «Шахтеры», а за ней в нашумевший тогда фильм «Человек с ружьем».
Уже в то время отличительной чертой героев Бернеса стала мужественная простота. Запел же Бернес в картине «Истребителю», где сыграл главную роль летчика Кожухарова. Но «поющим актером» он стал гораздо позже, когда во время войны снимался в фильме «Два бойца». Случилось так, что некому было озвучить песню «Темная ночь», и в фильме решили оставить эпизод с записью Бернеса. Спокойная, сдержанная манера исполнения так понравилась режиссеру и композитору, что в картину был вставлен еще один музыкальный эпизод, где актер исполнял веселую одесскую песню про моряка и рыбачку.
В послевоенные годы Бернес уже постоянно поет в фильмах. Последней картиной, где актер появился на экране, стала «Женя, Женечка и Катюша», законченная в 1967 году.
Рубеж сороковых-пятидесятых годов вошел в историю кино как период «малокартинья». Поэтому Бернес все чаще начинает появляться на эстраде как исполнитель песен. Каждая из них превращалась в небольшую новеллу. Казалось, актер не поет, а думает вслух вместе со зрителем.
Подобный эффект достигался благодаря долгой и тщательной работе над текстом и музыкой. Для многих песен Бернес вначале находил стихи, на которые затем композиторы писали музыку. Любопытно, что он никогда не считал себя музыкантом и даже говорил, что у него нет слуха.
В пятидесятые годы и особенно в начале шестидесятых Бернес много работает на телевидении и в фирме «Мелодия». Его лаконичные, мужественные песни сразу же обретали популярность и становились своеобразной летописью времени. Поэтому не случайно, что именно ему режиссер Владимир Басов поручил исполнение титульной песни из картины «Щит и меч» - «С чего начинается Родина?».
Актёр как бы стоял в стороне от магистральной линии развития эстрадной песни, поэтому его традиция исполнения умерла вместе с ним.
Отличительной чертой Бернеса всегда было жизнелюбие. Даже тяжело больной, он продолжал приезжать на радио и телевидение, чтобы записывать новые песни. Вершиной его творчества считается как раз последняя запись песни «Журавли» на музыку Яна Френкеля и стихи Расула Гамзатова. Даже на похоронах актера звучали не траурные мелодии, а песни в его исполнении. Он как бы говорил своим слушателям: «Я навсегда остался с вами!»