Армстронг Луи Дэниэл
Луи Дэниэл Армстронг (1901 - 1971), американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля. Оказал (наряду с Дюком Эллингтоном, Чарли Паркером, Майлзом Дэвисом и Джоном Колтрейном) наибольшее влияние на развитие джаза и много сделал для его популяризации во всем мире.
Луи Армстронгу самой судьбой было уготовано стать джазовым музыкантом, ведь он родился в Новом Орлеане, на родине американского джаза. Детство его прошло в одном из бедных кварталов города, где царили свои законы, далеко не всегда совпадавшие с официальными.
Отец Армстронга, истопник на скипидарной фабрике, бросил семью, когда Луи был еще младенцем. Поэтому мальчик практически вырос на улице, зарабатывая на жизнь чем придется: разгружал суда в порту, развозил уголь, продавал газеты. Он даже пел вместе со своими друзьями, в составе квартета.
Из-за глупой выходки, когда Луи ради баловства выстрелил из пистолета на улице, его задержали и отправили в Новоорлеанский негритянский приют для беспризорных детей, где он провел восемнадцать месяцев.
За это время он получил зачатки школьного образования и кое-как выучился играть на корнете.
Освободившись в шестнадцать лет, Армстронг продолжал зарабатывать себе на жизнь музыкой. Такой путь прошли практически все негритянские джазисты. Вначале он играл в составе духовых оркестров в барах и на речных пароходах, плававших по Миссисипи, в спортивных залах, на танцах и праздниках.
Его судьба изменилась, когда он встретил своего первого наставника, Джо Оливера по прозвищу Король (Кинг), ведущего джазмена в Новом Орлеане. В 1922 году он пригласил Армстронга вторым корнетистом в свой чикагский оркестр. Здесь Луи впервые начал играть на трубе. Любопытно, что он уже тогда попробовал разрушить существовавшую джазовую традицию игры ансамблем - одним из первых стал солировать оркестру.
В двадцатые годы Армстронг пытается организовать свою группу, но это у него получилось не сразу. Не успев собраться, группы распадались, хотя некоторые из них стали известными, как, например, «Горячая пятерка» и «Горячая семерка». Армстронг привлекал всех своей задушевной и чистой игрой на трубе, импровизациями и сиплым голосом. Вскоре он окончательно переходит на сольные выступления с большим джаз-оркестром.
Полагают, что именно Армстронг разработал особую манеру исполнения, пение «скатом» - род джазового пения, когда мелодия импровизировалась, к ней добавлялся бессмысленный набор слов, и она служила как бы своеобразным дополнительным инструментом. Глуховато-гортанный голос Армстронга вызывал неоднозначную реакцию: его сравнивали то с железными опилками, то с растительным маслом на наждачной бумаге, то с грохочущей коробкой передач автомобиля, полной арахисового масла.
Но главным было иное - ярко эмоциональная манера исполнения Армстронга, сопровождаемая его белоснежной улыбкой. Его соло становилось кульминацией номера, что проявилось, прежде всего, в исполнении «Вест-Эндского блюза» в 1928 году. В те же годы он продемонстрировал в «Буревестнике» дуэт трубы и рояля (запись Армстронга и Эрла Хайнса).
В 1926 году Армстронг записывает первую пластинку, где использует «скат». Эту манеру исполнения вскоре перенимают многие джазовые музыканты, так что возникает своеобразное модное поветрие. Однако коллекционеры и любители джазового пения выделяют только записи Армстронга двадцатых-тридцатых годов. Для него это было время поиска и совершенствования исполнительской манеры. Он окончательно узаконивает свое право быть солистом, варьируя ритмический рисунок мелодии, используя великолепные сочетания разнообразных вибрато и трелей.
К тридцатым годам Армстронг становится одинаково известен как певец и как эстрадный артист. Не случайно в 1947 году, когда Армстронг образует новую группу, он с полной уверенностью называет ее «Луи Армстронг и все звезды». В ней он собрал лучших исполнителей джазовой музыки.
Сохраняя любовь к ритму, сам Армстронг делает мелодию более строгой, насыщенной, краткой и весомой. За внешним лаконизмом скрывается большой и напряженный труд.
В пятидесятые годы Армстронга уже знают во всем мире. В этом нет ничего удивительного. Он много работает на эстраде и озвучивает порядка пятидесяти фильмов.
Начиная с 1933 года Армстронг очень много гастролирует. Концертные турне музыканта окончательно утверждают за ним славу ведущего джазиста мира.
Программными песнями Армстронга становятся «Привет, Долли» (записана в 1964 году), «Брусничный холм», «Мэкки-нож». Песня «Как прекрасен мир» (записана в 1968 году) стала своего рода визитной карточкой певца.
У Армстронга появилось много последователей, ему стали подражать. Майлс Дэвис как-то сказал: «Невозможно сыграть на трубе что-нибудь, чего Луи уже не сыграл до вас». Причем по характеру игры этот музыкант был полной противоположностью Армстронгу.
Один из горячих его поклонников высказался еще более категорично: «Мелодическая концепция Армстронга была почти совершенной, а его ритм - абсолютно безупречным. Никогда прежде в истории негритянской музыки один человек не царил столь безраздельно в любой области музыкального искусства, как великий мастер Дэниэл Луи Армстронг. Не будь его, не было бы и никого из нас».
В конце 60-х годов здоровье артиста стало резко ухудшаться, но он продолжает работать. 10 февраля 1971 года он в последний раз играл и пел в телешоу со своим старым партнером по сцене Бингом Кросби. В марте Сачмо и его «All Stars» ещё две недели выступали в «Уолдорф Астория» в Нью-Йорке. Но очередной сердечный приступ вновь заставил его лечь в больницу, где он пробыл два месяца. 5 июля 1971 года Армстронг просит собрать его оркестр для репетиции. 6 июля 1971 года величайший джазмен уходит из жизни. Сердечная недостаточность привела к отказу почек.
Смерть Армстронга вызвала настоящий поток самых искренних и глубоких соболезнований. Многие газеты не только в США, но и в других странах (в том числе и советская газета «Известия») поместили на первой полосе сообщение о его кончине. Похороны прошли очень торжественно и транслировались по телевидению на всю страну.