Колесная лира. Hurdy Gurdy (харди-гарди)
Колесная лира. Hurdy Gurdy (харди-гарди). Органиструм
Ограниструм – под таким названием появилась колёсная лира в Европе около тысячи лет назад. Этот народный музыкальный инструмент по праву считается предшественником никельхарпы (никельхарпа — шведский народный музыкальный инструмент). Hurdy-gurdy (харди-гарди) – называют её в Англии, vielle a roue - во Франции, nin?ra kolovratec - в Чехии. Русские, белорусы и украинцы стали называть её рылей или лирой.
До XIV века колесная лира была весьма громоздкой (до двух метров) и для игры на ней музыканту требовался помощник, вращавший ручку.
Инструмент находил применение в монастырях, на нём исполняли церковную музыку. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент.
Жорж де ла Тур. «Играющий на колесной лире с лентой». 1640 г.
David Vinckboons. «The Blind Hurdy-Gurdy Player».
Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.
Питер Брейгель-мл., «Hurdy-Gurdy Player» 1608 г.
С утверждением колесной лиры в качестве аккомпанемента к танцам, громоздкий инструмент был вытеснен более портативным. Существуют модификации этого инструмента - инструмент с обычным смычком вместо колеса (Nykelharpа в Швеции и Норвегии), либо с колесом, но без клавиш, с обычной скрипичной аппликатурой (Bauern Lyre).
Никельхарпа — шведский народный музыкальный инструмент.
В России колёсная лира получила распространение в XVII веке. Инструмент освоили нищие и слепые бродяги, «калики перехожие». Чтобы не "навлечь на себя гнев царский и Божий", они исполняли под звуки своих лир духовные стихи.
Теодор Аксентович. «Лирник и девочка». 1900 г.
Казимир Похвальский. «Лирник перед хатой». 1887 г.
Василий Навозов. «Песнь лирника».
Процесс воспроизведения звука
Над корпусом (имеющим лодко- или восьмёркообразную форму) натянуты три струны различной настройки, помещённые в особый ящичек. Сбоку ящичка прикреплена небольшая клавиатура с 8-11 клавишами. То есть колёсная лира - первый струнный инструмент, в устройстве которого применяется клавиатура.
Исполнитель держит лиру на коленях, левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико через отверстие в деке трётся об струны и заставляет их звучать.
Большая часть её струн (3—11) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-четыре отдельных струны воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение (так называемый бурдон).
Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.
Казимир Похвальский. «Лирник». 1885 г.
В девятнадцатом веке на Украине существовали специальные школы лирников, пользующиеся у населения того времени большим успехом. Старшие ученики таких школ проходили практику, играя в соседних селах на свадьбах и базарах. Полученные доходы - деньги и продукты в качестве платы за обучение и содержание - отдавались наставнику. По окончании обучения музыкант экзаменовался на знание репертуара и владение инструментом. В церемонии испытания принимали участие старые, опытные лирники - "деды". Успешно сдавшему экзамен новоиспечённому лирнику учитель дарил «визвилку» (вероятно, от слова «визвил» — «освобождение») - право на самостоятельную игру и инструмент. При этом, в процессе посвящения в лирники предназначенную в награду ученику лиру учитель вешал себе на шею, ученик прикрывал ее своей свиткой. Затем ремень инструмента, в резонаторную прорезь корпуса которого опускалась монета (вероятно, на счастье), перекидывался на шею ученика.
Jules Richomme. «The Hurdy-Gurdy Girl».
В годы советской власти лира была значительно усовершенствована. Например, инструмент, сконструированный Иваном Михайловичем Скляром, имеет девять струн, которые настроены по малым терциям и клавишный механизм баянного типа. Пластмассовой лентой-трансмиссией было заменено деревянное колесо, вследствие чего лира получила более ровное звучание. Степень нажима ленты на струну меняется с помощью специального приспособления, что дает изменение силы звука инструмента.
В настоящее время лира практически исчезла из народной музыки, но некоторые музыканты не предали инструмент забвению. Колесная лира входит в состав Белорусского Государственного оркестра и в оркестровую группу Государственного народного хора Белоруссии. Музыканты ансамбля «Песняры» так же используют в своих выступлениях колёсную лиру.
Ансамбль «Песняры».
В России на колёсной лире играют: мультиинструменталист Митя Кузнецов («Этно-Кузня»), музыкант и композитор Андрей Виноградов, группа «Разнотравие» и др.
Группа «Разнотравие»
МИТЯ КУЗНЕЦОВ – фолк-музыкант, композитор, исполнитель-мультиинструменталист.
Харди-гарди можно услышать и за рубежом, например, в проекте Ричи Блэкмора «Blackmore's Night».
Eluveitie - Pagan Fest II, Paris 16/12/2007
Статья составлена на основе материалов с сайтов: Этно-Кузня, Melma, dic.academic и др.