Йозеф Гайдн. Соната № 7
МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ
Йозеф Гайдн. Соната № 7 ре мажор
1-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с сонатным циклом.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вам знакомо слово соната. Сначала оно означало «произведение для музыкального инструмента», в отличие от вокального произведения, которое называлось кантата. Позже сонатой стали называть крупные музыкальные произведения, состоящие из нескольких завершённых частей (трёх или четырёх).
Каждая из частей имеет свой характер, круг настроений.
В первой части сталкиваются разные образы, контрастные мелодии - темы, которые, словно персонажи в сказках, мирно разговаривают или ссорятся, скрашивают друг друга о чём-то. Вторая часть медленная, часто задумчивая, печальная, сосредоточенная. Третья бывает шутливой, игривой, живой, блестящей.
Сегодня вы услышите одну из сонат Йозефа Гайдна – известного австрийского композитора. Он жил примерно в то же время, что и В. А. Моцарт, дружил с ним.
Музыка Гайдна тесно связана с народным искусством Австрии. Она жизнерадостна, добродушна, остроумна, в ней много света, юмора. Соната № 7 ре мажор состоит из трёх частей. Какой характер музыки в каждой части? (Звучит соната.)
Д е т и. Первая часть весёлая, радостная, вторая - печальная, грустная, третья - шутливая, озорная.
2-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с сонатной формой, первой частью сонатного цикла.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы ознакомились с сонатой ре мажор Й. Гайдна, слушали все три части. Сегодня мы послушаем первую часть и поговорим о ней подробнее. Первая часть сонаты состоит из трёх разделов. В первом разделе композитор показывает нам основные темы - мелодии, каждая из них имеет свой характер.
Этот раздел называется экспозиция, что означает - показ. Вы, наверное, слышали выражение: «экспозиция картин на выставке», то есть показ картин. В экспозиции сонаты все основные темы (а их, как правило, четыре) предстают перед нами.
Второй раздел называется разработка. В нём темы развиваются, варьируются, разрабатываются, сталкиваясь друг с другом.
Последний, третий раздел - реприза повторяет первый (экспозицию), с некоторыми изменениями. Основные темы экспозиции называются так: главная партия, связующая, побочная и заключительная. Главная и побочная партии контрастны между собой, между ними - связующая. Заключительная партия часто перекликается по характеру с главной. Она завершает экспозицию.
Давайте послушаем сначала одну экспозицию первой части сонаты и постараемся различить характер основных тем. (Звучит экспозиция. Педагог по ходу звучания говорит детям о появлении той или иной темы, затем сам играет каждую тему отдельно, дети определяют характер музыки: главная партия (1-8-й такты) жизнерадостная, искристая, праздничная, звонкая; связующая партия (9-16-й такты) торжественная, решительная, уверенная, напористая; побочная партия (17-21-й такты) робкая, нежная, лёгкая, лучистая; заключительная партия (22-41-й такты) энергичная, блестящая, бодрая, волевая. После этого экспозиция звучит повторно.)
П е д а г о г. В разработке главная партия звучит совсем по-другому. Она теряет свою уверенность и блеск, звучит в более низком регистре, неуверенно, сумрачно, таинственно, прерывается вопросительными, мягкими интонациями. Потом музыка становится решительнее, настойчивее, беспокойнее, появляется заключительная партия. В конце разработки снова возвращается главная партия, неуверенная, затаённая, но с наступлением репризы словно прорывается яркий свет, который снимает все тревоги и беспокойства, главная партия звучит жизнерадостно, сверкая. За ней снова проходят все темы экспозиции, утверждается радостное, праздничное настроение.
3-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей со второй и третьей частями сонатного цикла.
Ход занятия:
П е д а г о г. Сегодня вы послушаете вторую и третью части сонаты Й. Гайдна. Скажите, какие они по характеру? (Исполняются 2-я и 3-я части.)
Д е т и. Вторая часть медленная, грустная, задумчивая, мрачная. Третья - очень весёлая, шутливая, порхающая, забавная.
П е д а г о г. Вы уже знакомы с формой рондо. Слушали «Турецкое рондо» В. А. Моцарта. Третья часть сонаты Й. Гайдна тоже написана в форме рондо. Основная мелодия - рефрен, беспечная, живая, игривая, стремительная несколько раз повторяется, ей на смену приходят контрастные эпизоды. Рефрен начинается легко, изящно (исполняет 1-8-й такты), потом в серединке появляется мимолётная грусть (исполняет 9-12-й такты), и снова музыка искрится весельем (исполняет 13-20-й такты).
Рефрен появляется три раза: в начале, в середине и в конце части. Между его появлениями звучат два эпизода. Один строится на перекличке решительных, властных аккордов и нежной, воздушной мелодии (исполняет 21-40-й такты). Второй эпизод светлый, радостный, безмятежный, в конце его музыка как будто заблудилась, потерялась: один и тот же звук повторяется неуверенно, затаённо, но вот снова стремительно врывается рефрен, весело, с шуткой, жизнерадостно, с блеском заканчивая сонату.
Когда слушаешь эту прекрасную музыку, вспоминаются строки, посвящённые русскому композитору, пианисту-виртуозу, педагогу, дирижёру Антону Григорьевичу Рубинштейну.
Игры упоительной звуки текли.
Мы в нежном восторге внимали.
Все радости неба, все горе земли
Те звуки в себе отражали.
Пленять нас и трогать им было дано:
Пред ними стихали сомненья,
И было так много обид прощено
И пролито слёз умиленья!
О, пусть нас уносит волшебной игрой
Туда, в те надзвёздные дали,
Где нет ни вражды, ни тревоги земной,
Ни зла, ни борьбы, ни печали!
Это стихотворение написал великий князь Константин Константинович Романов, принадлежавший к царствующему дому, замечательный русский поэт и музыкант. Свои стихи он подписывал инициалами К. Р.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация - 9 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Гайдн. Соната № 7 ре мажор:
I часть:
Главная партия, mp3;
Побочная партия, mp3;
I часть (полностью), mp3;
II часть, mp3;
III часть, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.