Современное композиторское творчество
Современное композиторское творчество
Раньше композитор был единственным игроком на поле. Он писал текст и только через текст музыка могла реализовываться. А сейчас к микрофону может подойти любой бестекстовой человек, и поэтому композитор уже оттеснён.
(В. А. Мартынов, композитор)
Понятие «композитор», как и многие другие привычные музыкальные понятия, в наше время претерпело значительные изменения. Сегодня композиторами, помимо музыкантов академической школы, нередко называют создателей самой разной музыки - от так называемой «попсы» до мобильных сигналов.
Из высказываний о современном композиторе
«Не совсем понятно, как на сегодняшний день точнее определить его профессию. Может быть, композитор - это компилятор (компиляция - составление текста на основе чужих произведений)? Или человек, который просто собирает звуковой мусор в какие-то аккуратные кучки? Можно ли назвать композиторами ди-джеев, которые уже несколько лет требуют, чтобы их сеты охранялись авторскими правами, хотя они пользуются исключительно чужим материалом?
В общем, всё очень непросто. Можно апофатически (апофатический - отрицательный, неприемлемый) ответить на этот вопрос, сказав, чем композитор не является. Он не является властителем дум и звездой» (Л. Десятников, композитор).
Многие современные музыканты говорят о кардинальном переустройстве композиторского пространства, которое произошло в музыкальном творчестве последних десятилетий.
В чём же это заключается? Что это такое – современная композиторская музыка? И можно ли признать, что столь же важным пластом современного творчества является то, что создаётся композиторами-непрофессионалами, - хотя бы потому, что этот пласт не только весьма значителен, но и имеет несоизмеримо большую аудиторию?
Для ответа на эти вопросы обратимся к изучению современного композиторского творчества - как академического, так и неакадемического.
Давайте обратимся к традиционной фигуре композитора, т. е. музыканта, который в течение ряда столетий являлся основным создателем музыкальных произведений. Как ему живётся в современной действительности?
Практика показывает, что судьба такого композитора - одна из самых тернистых. Сочинение серьёзной музыки – дело нелёгкое, требующее от автора большого напряжения внутренних сил, но ведь появилось и множество новых проблем, каких не знали композиторы прошлого.
Прежде всего, это проблема слушателя. Одна из причин слушательского оттока - та, на какую указывает композитор В. Мартынов,- конкуренция. Слишком много «музык» возникло в современном мире, слишком быстро это привело к значительному расслоению музыкальных интересов аудитории.
Не следует забывать и о возросшей притягательности всего, что связывается с развлекательным искусством. Некоторые люди прямо заявляют, что им вполне достаточно безрадостных впечатлений от реального мира: в искусстве они ищут исключительно лёгкости и праздника.
Кроме того, разрабатывая систему новых музыкально-выразительных средств, обращаясь к различным техникам композиции, подчас весьма непростым, композитор нередко воздвигает барьер между своей музыкой и слушателем. Его произведения кажутся чересчур сложными, непонятными.
Однако - при всей сложности музыкального языка - художественный мир композитора обнаруживает то же стремление к поиску гармонии и красоты, то же служение вечным ценностям. Конечно, понимание такой музыки требует от человека усилия и вдумчивости.
Послушайте фрагмент произведения Эдисона Денисова «Живопись». Произведение создано по картине Бориса Биргера «Красная комната».
Пьеса была написана композитором таким образом, чтобы передать музыкальными средствами цветовое решение картины, её целостный образ. Вот как говорил об этом сам Э. Денисов:
«Картина «Красная комната» была задумана как изображение комнаты, которая буквально заливается страшным, зловещим красным светом. И в моей «Живописи» центральная часть - это тот же образ разрушения всего лучшего, что было в нашем искусстве… но в конце пьесы все равно возрождается тихая и нежная музыка, очень красивая, но немножко как будто холодная. Это уже образ другого его полотна...
Это огромная картина, самая большая из всех его полотен. Она называлась «Обнажённая». Так вот, завершение моей пьесы – это впечатление от этого его полотна. Это, конечно, никакая не иллюстрация. Это только образ нежности, немножко холодноватый образ отрешённой печали».
Не стремясь создать иллюстрацию к картине, композитор, тем не менее, пытается передать в музыке технику работы с цветом, со смешением палитры красок. Например, это происходит в самом конце произведения, когда струнные инструменты разделяются на множество партий и охватывают огромный звуковой диапазон. Эта обширная звуковая палитра постепенно растворяется и исчезает.
Мы видим: современный композитор при любых, самых неблагоприятных обстоятельствах остаётся верен себе. Он продолжает создавать ту музыку, которую полагает наследницей великих традиций. Конечно, условия его творческого существования значительно усложнились. Однако современное академическое искусство живо, и во многом благодаря вечным союзникам композитора - исполнителям, слушателям, а также всем тем, кто изучает её и пишет о ней.
Вопросы и задания:
- Можешь ли ты дать собственное определение понятия «современный композитор»?
- Как ты считаешь, можно ли называть композиторами авторов мелодий для мобильных телефонов или ди-джеев? Объясни свой ответ.
- Кому, по-твоему, композитор В. Мартынов даёт определение «бестекстовой человек»?
- Охарактеризуй образный строй произведения «Живопись» Э. Денисова. Согласен ли ты с тем, что в музыке передано цветовое решение картин, на которые ссылается композитор? В каком фрагменте произведения изобразительность проявляется наиболее ярко?
- В чём, по-твоему, Э. Денисов является продолжателем музыкальных традиций прошлого?