Вагнер Вильгельм Рихард
Вагнер Вильгельм Рихард (1813-1883), немецкий композитор и теоретик искусства. Крупнейший реформатор оперы, Вагнер оказал значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую.
Рихард Вагнер - один из крупнейших немецких композиторов, которого называют реформатором музыкального искусства. И вместе с тем это одна из самых противоречивых фигур мировой музыки.
Родился он 22 мая 1813 года в Лейпциге, где его отец был полицейским чиновником. Когда Рихарду было всего несколько месяцев, отец умер, а мать вскоре снова вышла замуж за актера Людвига Гейера и переехала в Дрезден.
Маленький Рихард увлекался литературой, сочинял стихи и даже написал трагедию. Но наиболее сильные впечатления детства были связаны с музыкой. После того как он услышал оперу Вебера «Вольный стрелок» и особенно музыку Бетховена, Рихард решил стать композитором. Для этого он поступил в Лейпцигский университет в качестве «студента музыки». Однако через несколько лет бросил его и стал заниматься композицией с Теодором Вейнлигом, кантором церкви святого Фомы (должность, которую некогда занимал И. С. Бах).
В 1833 году по приглашению брата - оперного певца - Вагнер поступил хормейстером в вюрцбургский театр. Там он и написал свою первую оперу - «Феи» (по сказке Карло Гоцци). Она не была поставлена, и Вагнер вскоре перебрался в Магдебург и стал дирижером и музыкальным директором оперного театра. Оттуда он переехал в Кенигсберг, где женился на актрисе местного театра Минне Планер. Вместе с женой Вагнер отправляется в Ригу, где некоторое время работает в местном оперном театре. Одновременно он начал работать над новой оперой – «Риенци» - на сюжет из римской истории. Но материальная нужда и постоянные преследования кредиторов вынудили его уехать и из этого города.
Вместе с женой Вагнер направился в Лондон. Плавание по бурному морю и услышанная в дороге легенда о Летучем Голландце - корабле-призраке - подарили ему сюжет первой романтической оперы.
Осенью 1839 года Вагнер приехал в Париж, где провел три года. Хотя за это время ни одна из его опер не увидела света рампы, жизнь композитора протекала очень напряженно. Вагнер пишет критические статьи, сочиняет музыку. В 1842 году он покидает Париж и приезжает в Дрезден, где готовилась постановка его оперы «Риенци».
Эта премьера прошла в Дрездене в октябре 1842 года с огромным успехом. А после премьеры второй оперы – «Летучий голландец» - он уже стал знаменитостью и был назначен дирижером оперного театра. В Дрездене были написаны и следующие оперы – «Тангейзер» и «Лоэнгрин».
В мае 1849 года Вагнер принял участие в революционном восстании. Он приветствовал революцию, но она вскоре была подавлена. Композитор был вынужден бежать из города и отправиться в изгнание. Ему помог Ференц Лист, устроивший переезд в Швейцарию под чужим именем.
Обосновался композитор в Цюрихе. Там был задуман и начат самый значительный труд его жизни - эпопея «Кольцо Нибелунгов», состоящая из четырех опер. В 1861 году Вагнер получил разрешение вернуться на родину. Возобновилась интенсивная концертная деятельность. Он много ездит по разным городам Европы, а в 1863 году приезжает в Россию.
В мае 1864 года баварский король пригласил его поселиться в Мюнхене. Там состоялась премьера новой оперы композитора – «Тристан и Изольда», прошедшая с триумфальным успехом. Теперь Вагнер окончательно расстался с материальными трудностями и смог всецело отдаться творчеству. Он пишет оперу «Мейстерзингеры», премьера которой также прошла с успехом. Популярность композитора растет. В Германии организуется «Общество Рихарда Вагнера». Его целью был сбор необходимых средств на постройку оперного театра для Вагнера.
Эта мечта композитора была осуществлена в небольшом городе Байрейте. В 1876 году там состоялась премьера всей тетралогии «Кольцо Нибелунгов». На ней присутствовали крупнейшие музыканты - Ф. Лист, К. Сен-Санс, П. И. Чайковский. Они высоко оценили замечательные оперы.
В Байрейте Вагнер прожил последние годы жизни. В 1882 году там состоялась премьера его оперы – «Парсифаль». После нее композитор уехал на отдых в Венецию, где внезапно умер 13 февраля 1883 года.
Байрейтский театр существует до сих пор. На протяжении многих лет им руководил один из крупнейших дирижеров нашего времени Герберт фон Караян. Ежегодно там устраиваются вагнеровские фестивали, на которых выступают лучшие певцы мира.