Атлантов Владимир Андреевич

Владимир Андреевич Атлантов (фото)Атлантов Владимир Андреевич (род. 19 февраля 1939 года), советский и российский оперный певец (тенор).

Народный артист СССР (1976) Атлантов всегда мечтал о профессиональной карьере певца. Он родился в Ленинграде в семье известных артистов. Мать, Мария Елизарова, много лет была солисткой Мариинского театра, выступала вместе с Ф. Шаляпиным. Отец также был известным певцом басового репертуара. Мать стала первым педагогом Владимира, она обучала его игре на фортепиано и начальным вокальным навыкам.

Во время войны семья находилась в Ленинграде, поскольку родители Атлантова работали в радиокомитете и на сцене. В 1945 г. Владимир поступает в хоровое училище имени М. Глинки, вначале учится на хоровом отделении, а после ломки голоса переходит на отделение сольного пения. Окончив училище, он поступает в Ленинградскую консерваторию в класс педагога Н. Болотиной. Уже в это время он начинает петь в хоре Мариинского театра. Во время учебы на четвертом курсе Атлантов становится стажером оперной труппы. Вскоре он выходит на сцену в роли Синодала в опере А. Рубинштейна «Демон».

Его театральным педагогом становится оперный режиссер А. Киреев. С ним певец подготовил большинство своих партий.

Атлантов полагает, что оперный певец должен вначале досконально изучить опыт своих предшественников. По совету Киреева он работал с репертуаром Э. Карузо, книга которого «Искусство пения» стала для него своеобразным учебником.

Киреев сразу же ограничил репертуар Атлантова партиями романтического направления. Первой крупной работой певца становится роль Германа в «Пиковой даме». После премьеры на сцене Мариинского театра он входит в число лучших исполнителей этой партии.

В отличие от других певцов, Атлантов относительно медленно пополнял свой оперный репертуар, так как предпочитал подолгу работать над каждой ролью. В 1962 году он получил серебряную медаль на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. Глинки. После конкурса его направили на стажировку в знаменитый миланский театр «Ла Скала». Там Атлантов совершенствовал искусство бельканто и впервые вышел на сцену в опере Пуччини «Тоска». Исполнение им партии Каварадосси было признано лучшей партией сезона.

В последний год учебы в Италии Атлантов работал в качестве приглашенного солиста труппы театра, выступая в партиях Отелло, Хозе, Манрико. Вернувшись на родину, он продолжает работать в Театре оперы и балета имени С. Кирова, показывает подготовленную в Италии партию Отелло.

Владимир Андреевич Атлантов в роли Садко (фото)В 1966 году Атлантов становится лауреатом конкурса имени П. Чайковского и получает золотую медаль как лучший певец тенорового репертуара. В том же году его приглашают в труппу Большого театра, где он становится ведущим исполнителем теноровых партий. Он выступает в роли Ленского, Хозе, Каварадосси, Канио. На сцене Большого театра Атлантов раскрылся не только как певец, но и как блестящий актер, выстраивая каждую роль на единстве вокала и драматургии.

Иногда его трактовка приводила к протестам со стороны других партнеров. В советской оперной школе певец воспринимался как статист. Первой ролью подобного рода стала роль Самозванца в опере М. Мусоргского «Борис Годунов». Вопреки сложившейся традиции, Атлантов построил ее не как монолог пылкого влюбленного, а как трагедию человека, переживающего крушение своих честолюбивых планов. Столь сложный драматический рисунок позволил певцу сразу же выделиться из окружения и привлечь внимание западных импресарио.

В 1967 году Атлантов получает первый приз на международном конкурсе молодых оперных певцов в Софии и становится лауреатом международного конкурса вокалистов в Монреале. В конце шестидесятых - начале семидесятых годов он становится одним из самых популярных на Западе русских певцов.

Любопытно, что он сознательно ограничивал свой оперный репертуар и крайне редко выступал с концертами камерной музыки. Атлантов считает, что вокальная техника оперного певца диаметрально противоположна тем требованиям, которые предъявляются к выступлениям с камерным репертуаром. Поэтому и программы сольных концертов он выстраивает из партитур оперных партий.

В 1968 году Атлантов получил Государственную премию имени Глинки. На сцене Большого театра он проработал до 1986 года, постепенно расширяя и оттачивая свой репертуар.

Практически одновременно с работой в театре певец начинает сниматься в кино, Впервые он появился на экране в роли Владимира Игоревича в экранизации оперы А. Бородина «Князь Игорь». Вместе с режиссером Р. Тихомировым Атлантов создает совершенно новую трактовку этой роли. Интересна работа певца и в фильме «Кармен», где его партнершей стала Е. Образцова. Атлантов ведет роль Хозе на великолепном форте, контрастируя с традиционными театральными прочтениями роли.

После ухода из Большого театра он становится солистом Венской оперы. Там певец впервые выходит на сцену в опере Р. Вагнера «Лоэнгрин». Атлантов считает, что именно вагнеровский репертуар является вершиной классического тенорового репертуара. За исполнение ролей в операх Вагнера и Штрауса в 1987 году он получает почетное звание камерзингера Венской оперы.

В Вене Атлантов впервые выступил в программе камерной музыки. Он составил ее из произведений русских и австрийских композиторов. Программа получила высокую оценку критики и была выпущена на компакт-диске.

В настоящее время Атлантов входит в число ведущих певцов мира, он поет практически на всех европейских сценах.

Композиторы и исполнители