Проклятие девятой симфонии. Тайны великих композиторов

Тайны великих композиторов

     Существует суеверие, что, начиная с Бетховена, всякий композитор, написавший в своей жизни 9-ю симфонию, умирает вскоре после этого…

Проклятие девятой симфонии

Рождение легенды

     Считается, что впервые о Проклятии девятой симфонии написал Арнольд Шенберг. В своих умозаключениях он опирался на более раннее исследование этого вопроса Густавом Малером, который считал, что цифра «девять» является поистине «роковой», неким «таинственным пределом», преодолеть который для композиторов-симфонистов невозможно.

     А началось все с Людвига ван Бетховена.

Людвиг ван Бетховен.

17 декабря 1770 г. - 26 марта 1827 г.

Великий немецкий композитор, пианист, дирижёр.

     Именно после его девятой симфонии никто из композиторов очень долгое время не мог написать свыше девяти симфоний, то есть превзойти бетховенское достижение.

     Что это – случайность? Любопытная игра цифр – или нечто большее?

     Известно, что сам Бетховен явно не желал ограничиваться девятью симфониями и в последние годы жизни начал писать очередную – Десятую. Но, увы, так и не смог реализовать свой замысел. Путь дальше был закрыт. И, как оказалось, не только для него. Любопытно, что младший современник Бетховена – Шуберт – также написал только 9 симфоний (с учетом знаменитой «Неоконченной», а также незавершенной Седьмой симфонии). Столько же симфоний оказалось в активе широко известного в первой половине XIX века немецкого композитора Людвига Шпора.

     Что же касается других композиторов прошлого столетия, то они, как правило, обращались к данному жанру значительно реже. Так, Берлиоз, Шуман и Брамс написали по 4 симфонии, Мендельсон и Сен-Санс – по 5. Вплотную к мистическому рубежу подошли Чайковский (6 симфоний и программная симфония «Манфред»), а также основоположник датского симфонизма Нильс Гаде (8 симфоний).

Заколдованная девятка

     И все же ближе к концу века состоялось очередное повторение бетховенского «рекорда» - в 1893 году свою 9 симфонию завершил А. Дворжак.

 Антонин Дворжак (Anton?n Dvo??k)

8 сентября 1841 г. - 1 мая 1904 г.

Чешский композитор.

     Как и подобает Девятой симфонии, она заняла особое место в творчестве композитора, качественно отличаясь от всех предшествовавших симфонических опусов. Казалось бы, открываются новые возможности. Но ни одной симфонии композитор больше не написал. Хотя его творческая активность продолжалась еще свыше десяти лет. Словно нечто незримое стояло на страже «заколдованного» рубежа.

     Именно после его девятой симфонии никто из композиторов очень долгое время не мог написать свыше девяти симфоний, то есть превзойти бетховенское достижение.

Что это – случайность?

Любопытная игра цифр – или нечто большее?

     В полной мере это ощутил на себе крупнейший австрийский симфонист второй половины  века Антон Брукнер.

Антон Брукнер (Anton Bruckner)

4 сентября 1824 г. - 11 октября 1896 г.

Австрийский композитор, органист.

     Хотя кому-то может показаться, что к нему это проклятие уже явно не относится. Ведь в различных справочных изданиях указывают, что композитором написано 11(!) симфоний. Однако нельзя забывать о том, что два своих первых образца в данном жанре сам Брукнер рассматривал как ученические опыты и полноценными симфониями он их не считал и даже не дал им самостоятельных порядковых номеров. Таким образом, последняя симфония Брукнера оказалась опять же Девятой. Композитор писал это сочинение, будучи уже тяжело больным, осознавая, что оно станет для него последним. Так и получилось, причем Брукнер даже не успел завершить весь задуманный им симфонический цикл, закончив лишь три из четырех частей. Неслучайным поэтому выглядит и посвящение этой симфонии «Господу Богу моему».

     В несколько похожей ситуации, но уже в начале ХХ столетия, оказался и ученик Брукнера Густав Малер.

Густав Малер (Gustav Mahler)

7 июля 1860 г. - 18 мая 1911 г.

Австрийский композитор, дирижёр.

Г. Малер. 8 симфония. Кельн. 2009 г.

     Он также был неизлечимо болен, однако все же ему удалось завершить свою Девятую симфонию. Ее основной мыслью стало прощание с жизнью. Но композитор решил заглянуть и дальше. В последнее лето своей жизни он приступил к созданию очередной – Десятой симфонии, идейно близкой Девятой. Но написать это сочинение ему так и не было суждено. Остались лишь общий план симфонии и более или менее развернутые наброски, позволяющие в той или иной степени реконструировать первую. И третью части. Причем пометки автора в рукописи третьей части, имеющей подзаголовок «Чистилище», напрямую связаны с представлением о страдании и смерти, воспроизводя, в частности, последние, согласно Евангелию от Матфея, слова распятого Христа. Композитор словно осознавал, что, создавая эту симфонию, он отправляется в свой последний путь.

     Современники Малера – композиторы разных национальных школ первой четверти ХХ века лишь приближались к опасной черте. Датчанин К. Нильсен написал 6 симфоний, американец Ч. Айвз – 7 симфоний, финн Я. Сибелиус – 7 симфоний и программную симфонию «Куллерво». Наконец, А. Глазунов, создав 8 симфоний, начал в 1910 году писать 9-ю, но бросил, видимо, почуяв недоброе.

     Единственным исключением из общего правила оказался Н. Мясковский, которому в 1927 году формально удалось «побить» бетховенский рекорд.

Николай Яковлевич Мясковский.

8 (20) апреля 1881 г. - 8 августа 1950 г.

Композитор, педагог, музыкальный критик.

     Однако вызвано это было, по всей вероятности, принципиально иным подходом к жанру симфонии, заметно отличавшимся от того отношения к нему, которое стало доминирующим именно начиная с Бетховена. Для Мясковского – автора 27 симфоний – сам этот жанр не был чем-то особенным, а представлял собой обычную, естественную форму музыкального высказывания, в чем-то даже обыденную, подобно тому, как это было в добетховенскую эпоху. К тому же далеко не все симфонии Мясковского равноценны.

     И более того, после грандиозной Шестой симфонии ему лишь иногда удавалось достигать подобного уровня философского обобщения и силы эмоционального воздействия на слушателей.

     Для других же композиторов мистический рубеж все еще продолжал сохранять свою силу.

Обмануть судьбу

     На почтительном расстоянии от цифры «9» остановились крупнейшие симфонисты второй четверти ХХ столетия – О. Онеггер (5 симфоний), П. Хиндемит (6 симфоний) и С. Прокофьев (7 симфоний).

     И все-таки этот рубеж был преодолен. И сделал это Д. Шостакович.

 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

12 (25) сентября 1906  г. - 9 августа 1975 г.

Композитор, пианист, педагог.

     Причем сделал это весьма своеобразно. В каком-то смысле ему удалось обмануть судьбу. Ведь Девятой симфонией должна была стать торжественная, монументальная композиция, посвященная Победе в Великой Отечественной войне. Со слов композитора известно, что именно над таким произведением он работал в 1945 году. Случись так, оно вполне могло стать его последней симфонией.

     Однако совершенно неожиданно в том же году под № 9 увидела свет камерная симфония неонацистского толка – сама по себе крайне интересная, но отнюдь не эпохальная. Следующей же симфонии пришлось ждать восемь лет. Композитор выдерживал длительную паузу.

     Вероятно подсознательно он понимал всю ответственность перехода через незримый, но реально существовавший рубеж. Но проклятие все-таки настигло и Шостаковича: Девятая симфония с ее ерническим колоритом вызвала резкое недовольство Сталина, за которым последовали крупные неприятности в жизни и карьере Шостаковича на рубеже 1940-50-х гг.

     Однако после этого предпринятого Шостаковичем смелого шага композиторам-симфонистам как будто стало гораздо легче. Казалось, что они уже, не опасаясь, стали преодолевать некогда запретный рубеж. К примеру, Д. Мийо (12 симфоний), Э. Тубин (10 симфоний + 1 неоконченная). М. Вайнберг (20 симфоний). Сравнительно недавно свою 10 симфонию «Круги ада» (по Данте) создал С. Слонимский.

     Но… Проклятие никуда не исчезло. В настоящее время вспоминающие о Проклятии девятой симфонии приводят целый ряд композиторов ХХ века, чье симфоническое творчество остановилось на девятой симфонии. Наиболее значительные среди этих имен – Ральф Воан Уильямс, Мальком Арнольд, Курт Аттерберг, Роджер Сешенс. Александр Глазунов во второй половине 1900-х гг. начал работу над своей девятой симфонией, но отложил по завершении первой части и более к замыслу не возвращался, прожив еще два с половиной десятилетия. Девятая симфония стала последней и для Альфреда Шнитке, писавшего ее непосредственно перед смертью.

Денис Протасов

Спецвыпуск газеты Знаки

 

Композиторы и исполнители